Печать
Просмотров: 372

Хамова Л. И.,
хранитель музея
Падунской средней общеобразовательной школы
имени Заслуженного учителя школы РСФСР И. Е. Хребтова

Возникла Падунская школа 15 января 1889 года. За 132 года произошло много изменений и преобразований. Я хочу начать с 1952 года когда школа была реорганизована в среднюю, а директором стал вновь приехавший учитель физики Сергей Иванович Пантюхин. Было очень трудно, особенно в первый год работы. Денег по смете не было ни копейки. Дрова ни для школы ни для учителей не были заготовлены.  Проблему удалось частично решить обратившись в обком КПСС.  Пришлось занимался в основном хозяйственными делами, а 1 августа 1954 года С. И. Пантюхин вернулся в Тюмень и директором школы стал  Иван Евгеньевич Хребтов.

С этого времени выполняя решения Х1Х съезда КПСС, школа переходит к всеобщему политехническому обучению. Целью политехнизации является подготовленность выпускников школ  к практической деятельности, чтобы учащиеся знали основы промышленного и сельскохозяйственного производства и практически приобщались к труду на предприятиях, колхозах и совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских. Школе в то время трудно было добиться резкого перехода к новому направлению. Средняя школа существовала всего два года и не имела ни кабинетов, ни оборудования для них, ни мастерской. Опытный участок  школы размером 150 кв.м. был расположен на глинистой почве, где даже сорняки не вырастали. Не было и опыта работы у ещё в основном молодого коллектива, поэтому было принято решение создавать материальную базу для организации кабинетов и учиться самому коллективу учителей, заимствуя лучший опыт. 

Как же осуществлялось политехническое обучение в свете учебных дисциплин?

БИОЛОГИЯ.  Начали работу с  создания материальной базы. Для этого директор школы ознакомился с работой опытного участка в Заводоуковской средней школеруководимого Аркадием Сергеевичем Веселовским. Договорились об обмене опытом и заимствовании семян. Приняв решение о закладке опытного участка, нашли маленькую площадь 0,25 га. Силами учащихся огородили тынником  сделали два парника на 8 рам и весной 1955 года  было заложено ряд опытов по яровизации семян ржи, выращиванию различных сортов  кукурузы на зерно, по сортоиспытанию картофеля, томатов и т. п. Заведующей опытным участком была Фомина Фаина Павловна, которая для ознакомления с работой на участке побывала не только в пяти школах района, но и в Москве на ВДНХ. Осенью организовали выставку, на которую представили смонтированные с участка наглядные пособия. В последующие годы работа улучшалась. На коллекционном  участке выращивали культуры, не культивируемые в нашем районе: ветвистая пшеница, голозёрный ячмень, голозёрный овёс, нут, чина, чечевица, фасоль, кок-сагыз, соя, софора. Проведено испытание 10 сортов картофеля и 10 сортов томатов. С большим интересом провели опыты по прививке томатов на картофель. Для работы натуралистов в зимнее время нашли небольшую комнату, отремонтировали, сделали горки для цветов, клетки для голубей и кроликов, столики для аквариумов. Хватило места черепахе и морским свинкам.

В 1954 году к директору школы  обратился представитель Лесхоза  за помощью в посадке саженцев деревьев. Решив, что это хорошая практика по закреплению материала по ботанике, приняли это предложение и за три года школьники посадили 7 гектаров леса. В свою очередь Лесхоз помогал  школе лесоматериалами для  ремонта  и строительства.

РАБОТА В МАСТЕРСКИХ. Занятия в школьной мастерской на 20 мест  начались в январе 1956 года. Учащиеся с большим интересом занимались на уроках,даже учиться стали лучше, чтобы дополнительно заниматься ещё и на кружке. Делали своими руками инвентарь для  опытного участка (носилки, грабли, маркеры, этикетки)лопаты для чистки снега. Учителем  столярного и слесарного дела был Яков Фёдорович Журба – сампервоклассный мастер, он не боялся сложных заказов, приучал к этому и ребят. Делали деревянные  лопатки, стульчики и игрушки для детского сада. Ребят постарше Яков Фёдорович увлёк большой серьёзной работой – ониделали книжные и плательные шкафы, столы и стульчики для нужд школы и даже выполняя заказы организаций и предприятий. По окончанию школы сдавали экзамен и  получали Свидетельство о присвоении профессии столяра-мебельщика.

С 1960 по 1966 год  в школе обучали автоделу и вместе с аттестатом зрелости выдавали водительские права, с которыми можно было устроиться на работу по этой профессии. Обучались и девушки по желанию и состоянию здоровья.

Для решения вопроса по созданию школьной швейной мастерской  Иван Евгеньевич собрал педсовет, на котором решили закупить швейные машинки обучить девочек, взять заказы и начать работать. Стали искать, у кого бы опыт перенять. Ни в  одной школе области такого ещё не было и тогда, учитель домоводства Ольга Адамовна Хребтова обратилась в швейное училище города Тюмени. Дали там свою программу и  кое-что подсказали. Школа закупила 10 ручных машин, 11 ножных и 4 электрических. С областной оптовой базой был подписан договор на поставку ткани. Второй договор заключили с детскими домами  Тюмени и Ялуторовска на пошив детских изделий. Первыми заказами для них были платьица для девочек. Позднее стали принимать заказы из сельской больницы на халаты  женские и пижамы мужские, бельё постельное. Так работали девочки 9 – 11 классов, а в конце учебы сдавалиэкзамен  комиссии, в состав которой  входили специалисты КБО. Они определяли качество и пригодность изделий, которые каждая девочка шила в течении недели. Получали 3 разряд швеи.

ОСНОВЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. Были введены практикумы в 8-10 классах по сельскому хозяйству и машиноведению. Договорившись с директором совхоза проводили практические занятия  по животноводству на ферме,по растениеводству на складе (определение качества семян, чистоты, абсолютного веса и др.) по механизации в  мастерской при ремонте и разборке тракторов, а также в таких работах, как боронование, культивация, дискование, работали на прицепах. Всё выполняли с большим желанием, увлечённо. Учащиеся 9 классов при  прохождении практики по животноводству выполняли все работы по уходу за животными, учёту молока, определению жирности, кислотности, температуры и т.п. Позже ухаживали за молодняком. Таким образом приобретался определённый опыт работы. Кроме практических работ проводились экскурсии на поля совхоза и фермы.

С 1966 года в течении 5 лет учащиеся девятых классов  отдыхали и работали в палаточном лагере на отделении № 2 совхоза имени  Я. М. Свердлова. Четыре часа в день работали в саду, на огороде и  ухаживали за семенниками многолетних трав. Все работы выполнялись вручную, что не удовлетворяло ни учителей ни учеников. Поэтому в  1968-69 учебном году  было введено преподавание основ  растениеводства и изучение трактора. Обучались не только юноши, но и девушки 9 – 10классов. Уже на следующий год 37 десятиклассников получили права тракториста-машиниста 3класса. Из них  четверо остались работать в совхозе «Новозаимский».

Опыт показал, что для улучшения трудового воспитания лучшей формой является школьная производственная бригада. И она была создана в 1970 году на базе отделения № 1 совхоза имени Я. М. Сверд-лова. Руководство взяла на себя учитель биологии Августина Павловна Кузнецова. Члены бригады, учащиеся 7 – 9 классов в количестве 200 человек, провели полный цикл  работ на закрепленном участке площадью 29 гектаров. Выполнять такой объём работ было бы невозможно без шефской помощи совхоза имени Я. М. Свердлова. Были куплены и переданы школе тракторы ДТ-75 и МТЗ-50, два плуга, сцеп борон, картофелесажалка, туковая сеялка, разбрасыватель удобрений, два культиватора, ботвоуборочная машина. Помог совхоз сделать помещение для кабинета машиноведения, закрепил  инструкторадля практического вождения. В школе своими силами собрали узлы и детали сельхозмашин, сделали стенды, приобрели наглядные пособия и инструменты. Кабинет стал оборудованным для практических занятий. Зимой здесь подготовили 12 трактористов из числа рабочих совхоза.  

СТРОИТЕЛИ – САМИРЕБЯТА  В 1965 году была построена школа на 650 мест. В её строительстве принимали активное участие учащиеся старших классов. В 1970 году ребята построили спортивную площадку, которая была признана лучшей в районе, стрелковый тир с лыжной базой, кабинет машиноведения с гаражом, парники, теплицу, типовую прачечную и многое другое. Учащиеся ежегодно выполняли  большой объём общественно полезного труда: собирали металлолом (иногда до 40 тонн), сажали  деревья в школе и посёлке, выращивали по 35-40 тысяч корней цветов и примерно столько же цветочной рассады для населения. В 1972 году был заложен первый в районе дендрарий. Были высажены туи, ели, маньчжурский орех, барбарис, можжевельник, шиповник крупноплодный, магония  падуболистная, бузина, клён узколистный, а в качестве живой изгороди боярышник.Многое из сказанного стало историей и говорится в прошедшем времени. Все эти преобразования проходили под руководством  Ивана Евгеньевича Хребтова, Заслуженного учителя школыРСФСР, отличника народного просвещения.И школа по праву носит его имя с  февраля 2012 года.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 138 - 141.