Печать
Просмотров: 2597

Н.С. Бабушкина,
младший научный сотрудник,
Кунгурский историко-архитектурный и художественный  музей-заповедник,
 г. Кунгур, Пермский край

 

Одной из форм исследовательской работы и комплектования фондов являются историко-бытовые экспедиции. Сотрудники Кунгурского музея не раз выезжали в деревни и села, расположенные неподалеку от Кунгура. В мае 2009 года была организована поездка в д. Мазуевка Кишертского района Пермского края, она совмещалась с палеонтологической экспедицией.

Деревня Мазуевка была выбрана в качестве объекта изучения не случайно. В окрестностях данного населенного пункта сконцентрированы исторические, географические и другие памятники. Это и остатки металлургической промышленности, и памятники деревянного зодчества и религиозной жизни, провалы Мазуевской карстовой депрессии, пещера им. В.А. Варсанофьевой, палеонтологические местонахождения.

До 1924 года деревня входила в состав Кунгурского уезда Пермской губернии и уже в 1875 году насчитывала 121 двор с мужским населением 351 человек и женским 373 человека.1 Неподалеку стоял железноделательный завод, построенный в 1704 году Федором Ивановичем Молодым на реке Мазуевке.2 Жители занимались не только хлебопашеством, но и содержанием скота: коров, лошадей, овец. Овца в XVIII-XIX веках играла большую роль: на каждом дворе насчитывалось до десятка и более этих животных. Поэтому в деревне было 4 завода по выделке кож.3

На речке Мазуевке до 1917 года было 4 мельницы (опрошенные жители утверждают, что их было 6), в том числе в урочище «Пустой завод» где некогда находилось предприятие Ф.Молодого. Были в Мазуевке и свои кузнецы.4 В деревне стояла деревянная часовня (жители называют ее церковью). Большая часть населения придерживается традиционной православной веры, однако значительное число жителей относится к старообрядцам.

Наиболее распространены в деревне следующие фамилии: Седых, Крохалевы, Ваняшкины, Немтины, Байдаковы.

После революции началось раскулачивание зажиточных крестьян. Первый колхоз, по воспоминаниям А.А. Мякшиной, носил название «Трактор» В нем были конные дворы, специалист делал сани. Выращивали помидоры, капусту, лен, из которого плели веревки и рогожи для сельскохозяйственных нужд. 5

Во время Великой Отечественной войны в деревню эвакуировали семьи из Ленинграда, размещали их в клубе и по частным домам. В их числе была семья Зарембо. Владимир Зарембо впоследствии стал председателем колхоза. При нем было принято решение закрыть не работавшую к тому времени часовню. Были сняты иконы, часть которых разошлась по местным жителям.6

В ходе экспедиции была посещена школа, которой в 2008 году исполнилось 100 лет. Деревянное здание построено в стиле «модерн». До сих пор существует пионерская организация. В пионеры принимают с 3-го класса до шестого, после этого – в совет старшеклассников. При школе работает магазин «Школьный» для жителей деревни, открытый в 1993 году. Школьный музей обладает интересными экспонатами. Среди них наиболее интересны: камни с отпечатками растений, женская одежда конца XIX-начала ХХ века (белая свадебная парочка и черные кожаные ботинки на каблуке принадлежавшие К.А. Мякшиной – староверке, старообрядческий красный сарафан, принадлежавший М.Ф. Белоусовой), медали участника Великой Отечественной войны, предметы русского быта (расписная прялка, фонарь, два зеркала в резных деревянных рамах, старинный самовар, расписанный в настоящее время в Суксуне), патефон, икона из часовни.

Участниками экспедиции был посещен дом К.Т. Наумовой. На цифровой фотоаппарат сняты поличка - полка, голбчик – боковое место возле печи, закрывавшее вход в голбец (подполье, овощная яма), в углу которого висел умывальник, под ним стояла лохань, так же «голбчиком» назывался настил над голбчиком, где спали; грядка – навесная полка, которая шла от печи до противоположной стены, имела заднюю стенку, если стенка отсутствовала, то вместо нее вешалась цветная занавеска, на грядке хранили домашнюю утварь: горшки, туески, иногда хлеб; залавок – небольшой шкафчик, размещавшийся рядом с печкой, ставник – вертикальный шкафчик возле печи, делая который мастер приговаривал: «Блины да оладейки, да будут стенки гладеньки».7

Была посещена также старообрядческая часть деревни. Супруги Мякшины, старообрядцы, позволили сфотографировать предметы культа (кресты, подручники), рассказали о старообрядческих обычаях: запрете жениться на «мирских» - не старообрядцах, о необходимости креститься двумя пальцами - «Щепотью креститься грешно – так только табак мужики сыпали», о том, что наставник – кунгурский, приезжает в Мазуевку причащать старообрядцев, в его отсутствие собираются молиться у его поручительницы, которая даже имеет право крестить младенцев.8

В ходе экспедиции были собраны предметы этнографии и быта: берестяной туес, деревянная бадейка под масло, мутовка, два стеклянных графина 1950-х гг., плетеная хлебопечная чашка, деревянная швейка, прялка, украшенная урало-сибирской росписью, подручник, витой пояс. В числе наиболее ценных экспонатов: две фаянсовые тарелки предположительно кунгурского производства конца XIX-начала ХХ века, одна из них украшена розовым печатным рисунком с изображением парусника, образцы домотканого полотна того же периода, украшенный резьбой рубель.

 

Список литературы:

  1. Шестаков И.В. Прошлое земли Кишертской. Краеведческие изыскания. - Усть-Кишерть, 1989. - с. 77
  2. Кинева Л. Федор Молодой – представитель предпринимательской среды XVIII в.//Ярмарки на Урале. История и современность. – Кунгур, 2002 г. – с.198-201
  3. Шестаков И.В. Указ. соч. - с. 62
  4. Там же. - с. 63-66
  5. Воспоминания Мякшиной А.А., записаны 22.05.2009 г. Голубевой О.Г.
  6. Воспоминания Наумовой К.Т., записаны 22.05.2009 г. Бабушкиной Н.С.
  7. Там же.
  8. Воспоминания Мякшиной В.М., записаны 22.05.2009 Липиной В.В.