Печать
Просмотров: 137

Соханский А. М.,
директор музея
истории Тюменского
электромеханического завода

 

В небе, на земле и на воде.
Профильные музеи Тюмени и их проблемы

 

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Например, исторические музеи связаны с системой исторических наук, хранящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого [1].

 
Музей Городская дума

По мнению специалистов, к лучшим историческим музеям Тюмени относятся краеведческий музей «Городская Дума», дом Машарова, усадьба Колокольниковых, исторический парк «Россия – моя история», музейный комплекс имени И.Я. Словцова, археологический музей-заповедник на Андреевском озере и некоторые другие, рекомендованные путеводителями по Тюмени.

Кроме этого, существуют музеи одной специализации, то есть одного профиля, которые объединяются в профильные группы: естественнонаучные, исторические, художественные, архитектурные, литературные, театральные, музыкальные, музеи науки и техники; промышленные, сельскохозяйственные, педагогические и т. д. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие [2].

Профильные музеи, созданные, как правило, акционерными обществами и коммерческими компаниями, существуют и в Тюмени. К ним, в том числе, относятся и промышленные музеи, которые, по существу, являются ведомственными. Они призваны выступать в роли идеологических стержней и направлять интересы специалистов в различные сферы и отрасли производственной деятельности. Вместе с тем, ведомственные и корпоративные промышленные музеи сохраняют в своих фондах не только историю предприятия или отрасли, но и свидетельства научно-технического прогресса, что является неотъемлемой частью культурного наследия нашей страны.

Рассматривая важность и эпохальность профильных музеев для современного общества, нельзя не остановиться и на их проблемах.

На сегодняшний день действует Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N54-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», регулирующий основные положения и права музеев. Но его действие распространяется только на федеральные музеи (казённые учреждения), имеющие в своём составе предметы и коллекции, входящие в состав Музейного фонда России.

Профильные корпоративные музеи, как правило, находятся на попечении коммерческих компаний и акционерных обществ, что существенно снижает уровень сохранности экспонируемых коллекций и не всегда обеспечивает защиту со стороны государства.

«При этом и закрыть, и уничтожить ведомственный музей очень легко, так как он не защищён законом, что является одной из важнейших проблем. Если меняется руководитель предприятия или меняются его планы, если понадобилось помещение, которое занимает ведомственный музей, или уходит энтузиаст, который им занимался, — музей исчезает, расформировывается, частью приватизируется, а иногда и вообще пропадают все накопленные коллекции» [3]. Если возвратиться к Закону о Музеях и защите сохранности экспозиций ведомственных музеев со стороны государства, наиболее показательной будет судьба корпоративного музея Тюменского судостроительного завода.

Производственные достижения корабелов нашли отражение в ведомственном музее судостроительного завода, созданном в 1986 г. На стендах, стеллажах и в витринах была отражена богатейшая история коллектива судостроителей, начиная со дня образования завода в 1928 г., затем строительство торпедных катеров в годы Великой Отечественной войны, расцвет производства в послевоенные годы. 

После распада СССР завод не удалось удержать на плаву, и в результате сложных процедур купли-продажи предприятие в 2006 г. прекратило существование. В августе этого года новый владелец завода перевёл его в режим консервирования, и всех работников распустили. В связи с полной ликвидацией завода фонды музея были переданы в хранилища областного краеведческого музея. История судостроительного завода могла прерваться, если бы по инициативе совета ветеранов не был открыт сквер имени бывшего директора Петра Потапова с памятником павшим в годы войны судостроителям и знаменитым торпедным катером «Комсомолец».

 Участь корпоративного музея компании «Ютэйр» ярко иллюстрирует зависимость музеев подобного профиля от воли и желания вышестоящих организаций и руководителя компании.

Первоначально музей «Ютэйр» располагался в центре города в здании Тюменского межрегионального управления воздушного транспорта на ул. Ленина, 65. По необходимости расширения площадей служебных кабинетов в 2012 г. музей перевели на первый этаж общежития аэропорта Плеханово, расположенного на окраине города по ул. Интернациональной, 183. Под планируемую реконструкцию для фирменного оформления музея заказали научно-экспозиционную документацию и архитектурно-художественный проект музея ОАО «Авиакомпании «Ютэйр» в екатеринбургскую проектную организацию (по её проекту была проведена реконструкция музея разведчика Н.И. Кузнецова в городе Талица). Только за проект выложили сумму свыше 400 000 руб., но по вине проектировщика работа не был выполнена. Несколько альбомов с цветными иллюстрациями заказчику всё же передали и на этом дело безнадёжно застопорилось. Пришлось директору музея размещать на новом месте перевезённые экспонаты своими силами и на свой вкус в трёх выделенных помещениях.

 В настоящее время у музея нет перспектив для развития в существующем здании, так как оно признано аварийным и 2-4-й этажи общежития отселены. Директор музея, проработав семь лет, уволился, и наблюдение за музеем возложено на одного из специалистов отдела социальной политики. Кстати, этот отдел переехал в музей и полностью вытеснил музейную экспозицию из одного помещения. Здание бывшего общежития признано аварийным, и все этажи, кроме первого, выселены из помещений.

Не сулит ничего хорошего ликвидация аэропорта Плеханово и строительство в этом районе транспортной развязки через Транссибирскую магистраль, предусмотренные Генеральным планом города Тюмени. Музей, скорее всего, не исчезнет окончательно, но перспективы его в текущий момент чрезвычайно туманны.

Об исторической, культурной и технической ценности профильных корпоративных музеев города Тюмени наглядно свидетельствует краткий обзор их экспозиций.

 

Музей авиакомпании «Ютэйр»

 

Право первооткрывателя тюменского неба принадлежит одному из первых авиаторов России Александру Алексеевичу Васильеву (1882-1918). Это выдающееся событие произошло на тюменском ипподроме 2 июля (19 июня) 1912 года.

Экспозицию музея открывает макет, посвящённый первому полёту самолёта над Тюменью. Фигурки зрителей окружили самолёт системы Блерио с авиатором в открытой кабине. Среди участников зрелища не только любопытствующие обыватели, но и полицейский, и священник, и кинооператор со съёмочной камерой на штативе, что свидетельствует о значимости события для города. Макет первого полёта примитивного аэроплана над Тюменью является контрастной заставкой к торжеству авиационной техники, с тех пор далеко продвинувшейся за всего какую-то сотню лет.

В трёх залах размещены экспозиции, отражающие в фотографиях историю развития гражданской авиации (и не только её) в Тюмени и Тюменской области. В 1930-х  началось создание Обской отдельной авиагруппы Полярной авиации,  в январе 1939 г.  преобразованной в Обской отдельный авиаотряд.

В 1950-1960-е гг. в связи с разработкой запасов нефти и газа на севере тюменского региона был создан 21-й транспортный отряд Главного управления Гражданского воздушного флота (ГВФ), впоследствии преобразованный в Тюменскую авиагруппу Западносибирского управления ГВФ. В 1960-е был создан Тюменский объединённый авиаотряд, а в 1962 г. Тюменское управление Гражданской авиации (ГА).

После распада СССР Тюменское управление ГА в 1991 г. было реорганизовано в ОАО Авиакомпания «ТюменьАвиаТранс». В 2002 г. компания произвела ребрендинг и стала называться ОАО «Авиакомпания «Ютэйр» (United Tumen Airlines - Объединённые Тюменские авиалинии). Этапы зарождения и развития гражданской авиации в Тюменской области представлены многочисленными экспонатами, стендами, альбомами, картами и схемами. Самому старому экспонату 80 лет. Это карта Андреевского озера, выполненная в 1937 г. вручную с помощью перьевой ручки и линейки.

  Ветеранами, работниками компании «Ютэйр», жителями Тюмени собраны уникальные предметы и документы. Здесь можно увидеть образцы бортовых самописцев («чёрный ящик»), панели управления и детали летательных аппаратов, масштабные модели самолётов и вертолётов, манекены с образцами современной одежды работников авиации, личные вещи и награды работников авиации, награды коллектива за спортивные достижения и многое другое. И огромное количество фотографических портретов красивых мужественных людей, влюблённых в небо и составивших славную историю тюменской авиации.

Многие экспонаты находятся в свободном доступе: их можно взять в руки, покрутить ручки на приборных панелях, полистать фотоальбомы и тем самым почувствовать дыхание времени. К чести создателей музея, они не пытались создать рекламно-выставочную площадку достижений компании, а постарались сохранить память о событиях прошлого.

Благодаря стараниям ветеранов, один из тюменских безымянных скверов, расположенный вблизи аэропорта Плеханово, назван Сквером Авиаторов. Именно со строительством в 1934 г.  аэропорта Плеханово связана история развития гражданской авиации в Тюмени. На его базе в 1952 г. и появилась тюменская авиагруппа.

В июле 2015 г. в сквере был установлен  памятник лётчикам тюменской авиации. В центре комплекса - устремлённая ввысь хромированная шестиметровая стела, символизирующая фюзеляж самолёта, по бокам которой расположены мраморные плиты в виде стилизованных крыльев. На их поверхности выгравированы изображения самолётов и вертолётов. Перед этой композицией непринуждённо шествуют две фигуры лётчиков из разных эпох. На авиаторе из прошлого – куртка с зимним воротником, мягкий шлем с очками-консервами на лбу и унты. Современный лётчик в костюме и рубашке с галстуком, форменной фуражке и полуботинках. На пьедестале накладные буквы: «Авиаторам Тюменской области посвящается».

Музей истории железнодорожного транспорта

 Уникальный памятник Железнодорожникам фронта и тыла

3 ноября 1967 г. в честь 50-летия Советской власти состоялось торжественное открытие тюменского Музея истории железнодорожного транспорта. Первая экспозиция состояла из четырёх разделов, которые раскрывали историю строительства железной дороги, её роль в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, культуру и быт тюменских железнодорожников. После постройки ДК «Железнодорожник» в 1976 г. музей был переведён в просторное помещение площадью 160 м2.

В 2005 г. была произведена реконструкция здания Дворца железнодорожников, в результате которой интерьер музея преобразился до неузнаваемости, сохранив при этом особую атрибутику железных дорог. В заглавной экспозиции представлены этапы строительства участка железной дороги Екатеринбург–Тюмень в 1883-1885 гг., соединение с Транссибирской магистралью в Омске в 1909-1913 гг. Здесь показаны немногочисленные сохранившиеся раритеты тех лет: стрелочный перевод, отрезки рельсов, болты, костыли, кирпичи, чугунная доска с краткими сведениями о строительстве моста через реку Ишим в 1911-1913 гг.

По левую сторону от входа вдоль стены расположены материалы об этапах жизни и деятельности тюменских железнодорожников. Прежде всего, впечатляет наличие на стендах огромного количества уникальных фотографий. Здесь можно увидеть на групповых довоенных снимках лица машинистов и мастеров по ремонту паровозов, работников вокзала, партийных и комсомольских активистов, руководства участка железной дороги и ступени их дел во времени. На стеллажах под стендами демонстрируются системы сигнализации и управления движением, путевые инструменты и другие атрибуты железных дорог. По правой стороне вдоль витринных окон фасада в стеклянных стойках можно увидеть любопытные мелочи — от фирменных пуговиц железнодорожников до нашивок и знаков различия, от печатей финансовых ревизоров Омской железной дороги до орденов, медалей и наградных часов советских работников. Здесь же различные кубки и грамоты, литература и пресса.

В отдельную группу выделены станционные часы, колокола, настенные телефоны. Необычайно интересна коллекция фонарей различного назначения: для осмотрщиков вагонов, стрелочников, мазутный для освещения будки машиниста; есть в ней фонари для гидроколонки, буферный фонарь паровоза, фонарь семафора и даже светомаскировочный фонарь.

Безусловной «фишкой» музея считается стол, по мнению исследователей, принадлежавший Николаю II. Во всяком случае, табличка на нём гласит:

«Паспорт стола. Дворцовая мебель. Время изготовления – 1880-1910 гг. Место изготовления – мастерские царского двора. Перевезён в г. Тобольск во время ссылки царской семьи в августе 1917 г. Стол стоял в кабинете Царя, за ним работал Николай II в период: август 1917 г.– апрель 1918 г.

Во время Гражданской войны был увезён на станцию Камышлов, где и стоял в кабинете начальника станции. Передан в музей в 1997 г.

Директор музея В. Коптелов , 17 марта 2004 г.».

Имя директора железнодорожного музея Владислава Тимофеевича Коптелова хорошо известно среди краеведов Тюмени. Коптелов издал книги «Очерки истории Тюменского отделения дороги», «Великий Сибирский путь» и «Державный стол Николая II в Тюмени». Владислав Тимофеевич руководил музеем железнодорожников с 1988 по 2006 гг. Именно благодаря мастерству и опыту Коптелова музей приобрёл современный облик.

И всё же следует отметить уклон в сторону техницизма: рельсы, стрелки, станционная оснастка, поступь пятилеток, железнодорожный нарком… Нет у этого превосходного музея настоящей души. А ведь в былые времена железнодорожники славились своими духовым и струнным оркестрами, театральными постановками, танцевальным коллективом. А какой был хор под руководством прославленного самобытного композитора и баяниста Геннадия Цыбульского! Но об этом только стенд в вестибюле ДК.

Экспозиция музея не ограничивается пространством собственно помещения. Любителям селфи есть на фоне чего сфотографироваться в ближайшей округе ДК «Железнодорожник». На невысоком наклонном постаменте в июле 1987 г. был  установлен паровоз ФД 21-3031 «Феликс Дзержинский» (вес - 134 тонны), который был одним из мощнейших советских серийных паровозов (скорость - 85 км/час) и имел среди них самую высокую силу тяги.

В Тюмень паровоз пригнали осенью 1941 г. После бомбёжек и обстрелов машина получила множество деформаций, пробоин котла, полуразрушенную теплоизоляцию, находилась крайне проржавевшем состоянии. Работниками тюменского депо паровоз был восстановлен в кратчайшие сроки и вступил в строй. Экипажи этого паровоза не раз были отмечены наградами и денежными премиями. Несколько раз паровоз удостаивался звания «Лучший паровоз дорог сети СССР». А машинист Г.А. Кичин, работавший на нём с 1943-го по 1947-й гг., позже был удостоен звания Героя Социалистического труда. В 1959 г. на смену паровозам пришли тепловозы, и ФД 21-3031 в числе других был законсервирован и отправлен в запас Министерства обороны.

К столетию со дня основания тюменского депо знаковый ФД 21-3031 был разыскан, «отозван из запаса» и после грандиозной эпопеи транспортировки по центральной улице города занял почётное место возле ДК «Железнодорожник», как память о боевом и трудовом героизме тюменских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, а также юбилее тюменских деповцев.

В непосредственной близости от легендарного паровоза по инициативе ветеранов Тюменского отделения Свердловской железной дороги создан другой уникальный памятник - «Железнодорожникам фронта и тыла». Открытие памятника состоялось 30 сентября 2015 г. Он представляет собой арку, символизирующую мост Победы, которая сложена из фрагментов списанных железнодорожных рельсов Р-43 времён Великой Отечественной войны. Когда-то по этим рельсам реально прошли на восток эшелоны с эвакуированными предприятиями, по ним же шли на запад военная техника и боеприпасы для битвы с фашистскими захватчиками, по ним возвращались с войны победители. Под аркой подвешен Колокол памяти с отлитыми на нём иконами православных святых. На основаниях пилонов арки смонтированы художественные рельефы, отображающие героическую помощь тыла фронту. Для любителей статистики остаётся добавить, что вес памятника составляет около 60 тонн, высота более шести метров, общая протяжённость отрезков, образующих арку, порядка одного километра, а их число в конструкции равно трём тысячам.

Есть уверенность в том, что АО РЖД не допустит исчезновения экспозиции ведомственного тюменского музея железнодорожников и, наоборот, будет поощрять её расширение и совершенствование.

 

Музей ретро-техники

 

Первый и пока единственный в Тюменской области  ретро-музей авто- и мототехники очень молод. Он открылся на окраине Тюмени в середине 2018 г. Но путь до него нельзя назвать труднодоступным: проехать можно на двух городских маршрутных автобусах, а для личного транспорта у музея оборудована большая бесплатная стоянка.  Музей расположился в большом павильоне, где каждый посетитель переносится во времена уже не существующего государства — СССР. На ярко-жёлтом фасаде музея колоритно изображены отдельные экспонаты и эмблема в центре. 

Коллекция ретро-музея составляет более 120 образцов редкой авто- и мототехники. Зачастую многие экспонаты обладают уникальной историей, о которой увлекательно расскажет экскурсовод. Но многие предпочитают не спеша самостоятельно изучить экспонаты, тем более что каждый из них снабжён табличкой с подробной технической характеристикой и исторической справкой. Музей начинается с небольшой экспозиции, посвящённой теме Великой Отечественной войны. Здесь показана легендарная «Катюша» на базе автомобиля ЗИС-5 (обр. 1941 г.), знаменитая «полуторка» ГАЗ-АА горьковского автомобильного завода (выпуск 1930-1950 гг.), тяжёлый советский мотоцикл М-72 с пулемётом на коляске (обр. 1941 г.). Рядом разместилась двухкотельная полевая кухня-автоприцеп.

В экспозиции музея имеется автомобиль-кабриолет «Виллис», поставлявшийся в нашу страну по ленд-лизу с лета 1941 г. и сразу же нашедший себе применение как командирский автомобиль и тягач 45-мм противотанковых пушек. Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 000 этих машин. Советский легковой автомобиль ГАЗ-М1 (всем известный как «эмка») выпускался Горьковским автозаводом (1936-1948 гг.) и сыграл немалую роль в военные годы, являясь самой распространённой моделью легковых автомобилей.

Далее ряд советских автомобилей продолжают самые маленькие машинки, начиная с мотоколяски для инвалидов СМЗ С-3А (1958-1970 гг.) с мотоциклетным двигателем 350 см3 и мощностью 8 л. с. (прозвана «моргуновкой» за участие в фильме Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»), и до представительских автомобилей большого класса ГАЗ-12 ЗиМ (1950-1960 гг.) и ГАЗ-14 «Чайка» (1977-1989 гг.).  Последний использовался в кортеже президента Азербайджана Гейдара Алиева. После усовершенствованной «инвалидки» С-3Д (1970-1997 гг.) линейку малых автомобилей продолжает микролитражка ЗАЗ-965 (1960-1963 гг.). Всего было выпущено 322 166 автомобилей данной модификации, и предназначались они в качестве компактного и доступного автомобиля для продажи в личное пользование.

В коллекции музея находятся также «Запорожец» модели ЗАЗ-968 («ушастый» или «чебурашка») (1971-1973 гг.) и модернизированный ЗАЗ-968А. Характерные особенности этих моделей: заднемоторная компоновка, V-образный двигатель воздушного охлаждения, автономный отопитель. Модернизированные модели «Запорожца» под брендом «Valta» поставлялись на экспорт. ГАЗ М-20 «Победа» (1946-1958 гг.) — культовый советский автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе. Один из первых в мире, выпускавшихся с кузовом полностью обтекаемого типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.

Серия автомобилей «Волга» на выставке представлена моделью ГАЗ-24 (1970-1992 гг.). Всего до 1992 г. было выпущено 1 481 561 автомобилей ГАЗ-24 всех модификаций. Это была самая массовая легковая модель в истории Горьковского автомобильного завода. В линейке малолитражных советских автомобилей показан «Москвич»-401, являющийся усовершенствованной версией «Москвича»-400 — полного аналога автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937-1940 гг. в Германии. После войны в СССР  имелись не только документация, но и оборудование и технологическая оснастка для производства ряда немецких моделей, вывезенные в форме репараций от нацистской Германии [4]. Считается, что выбор модели автомобиля сделал лично И.В. Сталин. Завершают ряд советских легковых автомобилей вазовские «Жигули», начиная с популярной «копейки» ВАЗ-2101 до ВАЗ-2106.

Вдоль торцовой стены павильона выстроились советские грузовые автомобили-труженики. А в центре экспозиции расположилась пёстрая группа мототехники.

Пока молодой предприниматель, основатель музея ретротехники, полон энтузиазма, энергии и планов на будущее. Заглядывая время от времени в музей, можно будет делать всё новые и новые открытия.

 

Музей судостроительного завода

 

Одно из старейших промышленных предприятий города — Тюменский судостроительный завод, он был основан 5 июня 1928 г. Однако первые паровые суда построены были в Тюмени ещё в 1840-1850-х гг. У истоков тюменского судостроения стояли не только русские предприниматели И.И. Курбатов, И.С. Колчин, И. Игнатов, но и английские бизнесмены Г. Гуллет и Р. Вардроппер.  В течение нескольких десятилетий пароходы тюменских корабелов полностью вытеснили парусно-гребной флот на сибирских реках.

Многопрофильное производство Тюменского судостроительного завода охватывало судостроение, машиностроение, изготовление металлоконструкций, товаров народного потребления и другой продукции.

В годы Великой Отечественной войны  в состав завода влились эвакуированные с запада предприятия судостроительного профиля из Москвы, Ленинграда, из городов Украины и др. Все эти коллективы приказом Наркомата судостроительной промышленности были объединены в Тюменский судостроительный завод № 639. Это было единственное в тот период предприятие, производившие торпедные катера. К концу 1941 г. было построено 16 торпедных катеров из привезённых заделов частей и узлов. Катера грузили в железнодорожные составы и отправляли в Пермь для испытаний на реке Каме. Это было связано с наличием в реке Туре большого количества полузатонувших брёвен (топляков), что нешуточно препятствовало испытаниям.

В 1943 г. приступили к выпуску нового торпедного катера типа 123-бис. С учётом наработанного боевого опыта эта модель катера обладала повышенной дальностью плавания, улучшенной мореходностью. Торпедные катера завода воевали на Тихом океане и на Балтике, на Чёрном и в северных морях. В послевоенный период на заводе были построены тысячи пассажирских теплоходов, сухогрузов, буксиров, рефрижераторов, танкеров, автомобильных паромов и барж. Особой гордостью судостроителей стали изготовленные плавучие дизельные электростанции «Северное сияние», за которые завод был награждён Государственной премией СССР.

Начиная с 1958-го  до 1991 гг. завод в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР занимался серийным производством ряда наземных подвижных средств, входящих в ракетные комплексы. Завод наряду с гражданской продукцией производил мобильные комплексы по хранению, доставке и монтажу ядерных боеприпасов для артиллерийских систем «Поле» (ГАУ-2У654) и для ракетных боеголовок «Степь» (2У659 или 8М230) на базе машин марки ЗИЛ. Рост объёмов оборонного производства продолжался из года в год. Первоначально планировалось, что военное производство будет составлять 31% от валовой продукции предприятия, но уже к 1965 году оборонное производство составляло 59,4% этого показателя [5].

Рассказывает ветеран судостроительного завода Юрий Артемьевич Андреев: «Но параллельно мы занимались и таким производством, о котором нельзя было проронить ни слова. Это оборонная промышленность. Порой даже начальники цехов не знали, изготовлением чего именно занимаются их подчинённые. Им выдавалась только часть проектной документации…У всех у нас была подписка о неразглашении. А в 1992-м г. по радио во всеуслышание объявили, что Тюменский судостроительный завод закончил выпуск продукции оборонной промышленности.

Собственно, тогда он практически закончил и свое существование. Лебединой песней завода стал проект «Екатерина» — буровая установка, изготовлением которой рабочие занялись по заказу «Газпрома». Получившаяся установка и по сей день считается самой современной российской разработкой» [Тюменские известия, 22 августа, № 139].

В 2006 году завод прекратил существование. Благодаря стараниям ветеранов завода было принято решение администрации области и города Тюмени об установке памятника в виде макета катера «Комсомолец» в лесопосадке перед ДК «Судостроитель».

Так возник музей под открытым небом — сквер имени одного из директоров судостроительного завода Петра Петровича Потапова — почётного гражданина города Тюмени, Героя Социалистического труда, Лауреата Государственной премии СССР, директора судостроительного завода с 1960 по 1989 гг. Пётр Петрович Потапов — гордость тюменских судостроителей, олицетворение добросовестного труда и служения Отечеству. Под руководством П.П. Потапова была проведена реконструкция завода, построены и сданы в эксплуатацию более 1 500 различных судов, освоено серийное производство ряда наземных подвижных устройств, входящих в ракетные комплексы. В эти годы успешно решались и многочисленные социальные задачи.

В сквере Петра Потапова была проведена реконструкция памятника погибшим судостроителям в годы Великой Отечественной войны, выложены гранитной плиткой дорожки и площадь перед памятными плитами, облагорожены лесопосадки. Спуск в парк оборудован пандусом с перилами из нержавеющей стали. Центральное место занял макет торпедного катера «Комсомолец», изготовленный пермскими корабелами.

На примере музеев судостроительного завода и авиакомпании «Ютэйр» наглядно прослеживается незащищённость ведомственных профильных музеев от исчезновения. Хорошо ещё, что успели частично спасти заслуги судостроителей в годы Великой Отечественной войны в музее под открытым небом в сквере имени Петра Потапова. Есть памятный знак и гражданским лётчикам в Сквере Авиаторов.

Выводы

 

  1. Ведомственные и корпоративные профильные музеи Тюмени являются составной частью отечественной истории, национальной культуры, научно-технического прогресса Российской Федерации.
  2. Федеральный закон РФ защищает музеи организаций, физических и юридических лиц только в тех случаях, когда в них находятся предметы и коллекции, включённые в состав Музейного фонда Российской Федерации.

В связи с этим деятельность негосударственных музеев Тюмени, собственниками которых стали акционерные общества и коммерческие структуры, не является объектом полномочий Департамента культуры Тюменской области [4] и, соответственно, Департамента культуры администрации города Тюмени [5].

  1. Совершенно недостаточны сведения и информационные обзоры о корпоративных профильных музеях города Тюмени, чем необоснованно занижена их доступность для широких слоёв населения. К числу таких музеев можно отнести Музей науки и техники Зауралья при Тюменском государственном нефтегазовом университете, историко-культурный центр «Царская пристань» на реке Туре, музей истории железнодорожного транспорта в ДК «Железнодорожник», авиационный музей авиакомпании «Ютэйр» и другие.
  2. Целесообразно в областном центре создать исчерпывающий реестр всех имеющихся ведомственных, корпоративных профильных музеев, регулярно публиковать соответствующие обозрения в интернете и средствах массовой информации. В сообщениях надлежит указывать специфику, адреса и сведения о доступности посещения таких музеев, как организованными группами, так и одиночными экскурсантами.

 

 

Примечания:

 

  1. Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Под научной ред. М.П. Ремнёвой.
  2. Сарыгин С.Д. Актуальные проблемы ведомственных музеев. Учёные записки музея-заповедника «Томская писаница», №2, 2015.
  3. Буданов А.В. Становление производства наземного оборудования для ракетной техники на Тюменском судостроительном заводе в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Социум и власть №4 (36), 2012, С.125-129.
  4. Положение об областном департаменте культуры от 17 января 2011 г. №2-п.
  5. Положение о городском департаменте культуры от 07 сентября 2007 г. №241-рг.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2019.- СС. 56- 63.