Печать
Просмотров: 720

На улице Речной Клавдия Киселёва живёт уже более 60 лет. Помнит то время, когда по ней проходила граница между соседними районами: чётные дома были ялуторовскими, а нечётные – новозаимскими. Заводоуковск рос, стал городом и районным центром на её глазах.

 

Воспоминает Клавдия Степановна, как в 1941 году уходил на фронт отец. Как женщины бежали за машинами, а она вместе с братьями и сестрой залезли на завалинку, чтобы помахать отцу рукой на прощание.

В 1942 году от сыпного тифа умерла мама, четверо детей остались сиротами. Хоть вскоре с фронта вернулся комиссованный по ранению отец, поднять такую ораву одному было нелегко.

Клаву забрала бабушка Федора Ивановна и увезла к себе в деревню Нихатская, что под Манаем. Там, в колхозе имени Калинина, начался её трудовой путь. Каждое утро двенадцатилетняя Кланя должна была запрячь быка, забрать на складе продукты и везти их на полевой стан, где готовила обед колхозникам.

– А бычок норовистый, - вздыхает Клавдия Степановна. – Однажды, в жаркий день, заприметив рощу, рванул в тенёк, вывернув ярмо и опрокинув телегу. Хлеб, куски мяса я подобрала, а крупа вся с пылью смешалась. Сижу и реву на дороге. К счастью, в это время проезжал мимо председатель колхоза дядя Коля Рогалёв. Успокоил меня, дал свой возок и приказал снова ехать на склад, получать продукты и быстро готовить обед, чтобы косари не остались голодными.

С той поры так и возили Клавдию на поля на председательском экипаже. А в мае 1945- го Николай Рогалёв привёз землякам весть о Победе. Лесок, где был полевой стан бригады, огласился радостному криками. Все улыбались, плакали и радовались, что пережили горькую годину.

– Работы было много, а всё равно молодость брала своё, - улыбается Клавдия Степановна. – За день так наломаешься, что, кажется, до кровати бы дойти. А зазвучит на улице гармошка, застучат в окно подружки – не хочешь, да на вечёрку пойдешь!

После войны отец, перебравшийся к тому времени с семьёй в Заводоуковск, выписал Клавдию к себе. Станционный посёлок девушке с первого раза не глянулся – деревня деревней и тротуары деревянные! Так что когда появилась возможность в 1952 году поехать к дяде в город Карпинск Свердловской области, ни минуты не раздумывала.

Там Клавдия выучилась на электрика. Там же в 1953 году встретила свою судьбу молодого рабочего Петра Киселёва. Через три года молодая семья вернулась в Заводоуковск. Но поработать по престижной рабочей специальности Клавдии Степановне не удалось – в том же году родился старший сын Илья, потом Евгений и дочка Леночка.

– Надо было строиться, а не на что, – вспоминает Клавдия Семёновна. – Бабушка Федора, а она к тому времени к нам переехала, посоветовала пойти в пастухи. Она когда-то так себе на избушку заработала. И правда, одно лето я соседский скот попасла – и хватило денег поставить здесь, на Речной, дом, в котором и живу уже 63 года.

Вскоре Клавдия Семёновна овдовела, осталась одна с тремя детьми и без работы. Но мир не без добрых людей – старшая сестра райбольницы Валентина Долгушина предложила ей пойти на работу регистратором в детскую поликлинику. Благо, та была рядом с домом – на улице Вокзальной, где сейчас старая церковь. В детской поликлинике, а потом на молочной кухне больницы и отработала К. Киселёва до самого выхода на пенсию.

– Как изменился, вырос наш город, - говорит Клавдия Сергеевна. – Ни одного каменного дома почитай не было, поликлиника вон в избушке деревянной. А сейчас – живи и радуйся, да вот здоровье что-то подводить стало. Да и не мудрено - ведь со дня на день мне 90 стукнет!

Но Клавдия Степановна не унывает – каждую  весну рассаду садит, переживает за будущий урожай. А ещё любит вязать варежки, носочки и дарить их четырём внукам и четырём правнукам. А уж когда они приезжают к бабушке в гости, та хлопочет по хозяйству, угощает ребятишек пирогами, шаньгами, булочками.

 

"Заводоуковские вести" № 47 от 10.06.2021