Печать
Просмотров: 1419

Витюк Н. А.,
студентка направления
подготовки «Документоведение
и архивоведение» ТюмГУ

 

Культурно-просветительская деятельность сельских учреждений в 1970–1980-е годы
(на материалах Аромашевского района Тюменской области)

 

Культурно-просветительная работа в советский период – это деятельность по коммунистическому воспитанию трудящихся, направленная на повышение культурного уровня и удовлетворение культурных запросов и потребностей всего населения советской страны.

В решениях XXV съезда КПСС было предусмотрено повышение роли социалистической культуры и искусства в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей, дальнейшее сближение уровня жизни городского и сельского населения, укрепление материальной базы учреждений культуры, особенно в сельской местности. В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения» в 1978 г. при Министерстве культуры СССР был создан Всесоюзный межведомственный совет по культурно-просветительской работе [4].

Культурно-просветительская работа призвана была решать следующие задачи:

- коренной переворот в духовном развитии общества и ликвидация неграмотности и культурной отсталости населения;

- формировать коммунистическое мировоззрение, содействовать политической и боевой подготовке войск, воинскому воспитанию;

- воспитывать военнослужащих в духе любви к советской Отчизне и ненависти к её врагам, дружбы народов и интернационализма;

- пропагандировать боевые традиции, воспитывать войсковое товарищество, способствовать освоению военных и военно-технических знаний;

- способствовать повышению бдительности и боевой готовности, росту уровня общей и военной культуры;

- содействовать атеистическому, физическому и эстетическому воспитанию воинов, прививать любовь к художественной литературе;

- развивать самодеятельное художественное творчество и организовывать досуг личного состава.

На селе работа была сосредоточена в клубах и домах культуры. Работники клубов и домов культуры направляли свою работу на решение конкретных производственных задач: регулярно проводили читки газет, беседы на животноводческих фермах. Советские клубы – новый тип культурно-просветительских учреждений. Кроме того, во время весенней посевной, заготовки кормов и уборки урожая обновлялась наглядная агитация в клубах, тракторных вагончиках, конторах. Выпускались молнии, боевые листки, окна сатиры, проводились громкие читки [5, Л. 2].

Целью данной статьи является изучение истории и основных тенденций развития культурно-массовой работы в Аромашевском районе Тюменской области в 1970-1980-е гг. Исследование было проведено на основе Фонда №36 «Аромашевский районный отдел культуры» Сектора по делам архивов Аромашевского муниципального района.


Страница из годового статистического отчёта за 1971 год.

Отдел культурно-просветительской работы исполнительного комитета Аромашевского районного Совета депутатов трудящихся Тюменского областного управления культуры с. Аромашево был образован в 1945 г., но в самом фонде содержатся документы с 1950-х по 1990-е гг. Более ранние документы хранятся в Отделе по обеспечению хранения, комплектования, учёта и использования архивных документов Муниципального казённого учреждения «Управление имуществом и земельными ресурсами г. Ишима». С июля 1953 г. до  февраля 1963 г. отдел носил следующее название - Отдел культуры исполнительного комитета Аромашевского районного Совета депутатов трудящихся Тюменского областного управления культуры с. Аромашево.

С 23 декабря 1970 г. по 14 апреля 1997 г. это был Отдел культуры исполнительного комитета Аромашевского районного Совета народных депутатов (с 7 октября 1997 г. – Аромашевского районного Совета народных депутатов, с 26 декабря 1991 г. – администрации Аромашевского района Комитет по делам культуры администрации Тюменской области).

В ведении Аромашевского районного отдела культурно-просветительской работы находились Дом культуры, сельские клубы и библиотеки. Работники клубов и домов культуры направляли свою работу на решение конкретных производственных задач: регулярно проводили читки газет, беседы на животноводческих фермах. Кроме того, во время весенней посевной, заготовки кормов и уборки урожая обновлялась наглядная агитация в клубах, тракторных вагончиках, конторах. Выпускались молнии, боевые листки, окна сатиры, проводились громкие читки [5, Л. 2].

Традиционно проводились праздники, обряды, массовые мероприятия: Проводы русской зимы, Проводы в Советскую Армию, Праздник урожая, Первое мая, Седьмое ноября; тематические вечера – «Живые, пойте о нас», «Фронтовики, пойте о нас», «Сидят в обнимку ветераны», вечера поэзии, Есенинские вечера, во всех сельских домах культуры и домах культуры проходили детские утренники, праздничные концерты и наглядная агитация. В районах работало 120 кружков художественной самодеятельности, в них, по архивным данным, участвовало 833 человека. Всего было проведено 937 тематических вечеров, устных журналов, диспутов, прочитана 791 лекция. Большая работа проходила по оформлению наглядной агитации, где были лозунги: «Великий подвиг народа», «Годовой план совхоза», «Они сражались за родину» и другие [5, Л. 3-9].

Изучение архивных источников также даёт возможность составить представление о кадровом обеспечении учреждений культуры на селе. Согласно отчётам, представленным отделом культуры Аромашевского района в 1975 г., в сельских клубах работал 21 человек, из них – 12 человек (57,1%) имели среднее образование, 9 человек (42,8%) имели образование восемь классов. В сельских же домах культуры работали 26 человек, из них имели средне-специальное образование 4 человека (15,3%), среднее – 16 человек (61,5%), образование восемь классов – 6 человек (23%). В библиотеках в этот же период дела обстояли намного лучше: из 28 библиотекарей средне-специальное образование имели 20 человек (71,4%), среднее – 5 человек (17,5%), средне-педагогическое – 2 человека (7,1%).  Отдел культуры направлял работников учреждений на курсы, которые организовывало областное управление культуры, вследствие чего 12 человек повысили свою квалификацию. Отделом культуры на базе РДК и библиотеки было проведено два практикума для работников, не имеющих специального образования. В том же году на учёбу в КПУ было отправлено два человека, заочно обучались четыре человека – двое на клубном и двое на библиотечном отделении. В районе была небольшая текучесть кадров, это объясняется недостатками в подборе кадров со стороны сельских Советов и отдела культуры [5, Л. 3].

Образовательный уровень может быть проиллюстрирован следующими цифрами: в 1976 г. из 50 человек образование семь классов имели 4 человека, что составляет 8% из всех культработников; образование восемь классов – 13 человек (26%); образование девять классов – 7 человек (14%); образование 10 классов – 15 человек (30%); среднее специальное образование – 8 человек (16%), стаж работы варьировался от одного года до 30 лет, анализ состава кадров показывал неудовлетворительное состояние общеобразовательной и специальной подготовки работников. Среди 28 библиотечных работников: средне-специальное образование имели – 16 человек (57,1%), образование десять классов – 6 человек (21,4%), средне-педагогическое образование – один человек (3,5%). Зарплата культработников зависела от стажа работы, например, работник со средне-специальным образованием со стажем работы семь лет получал оклад в 90 руб., а работник с образованием десять классов со стажем работы до года получал оклад в размере 110 руб. Зарплата библиотечного работника не зависела от стажа и образования, она была у всех одинаковой, складывалась из основного оклада, доплаты за выслугу к основной оплате и составляла в среднем 85 руб. [6, Л. 19-20].

Анализ архивных источников свидетельствует, что в сельской местности кадровое обеспечение учреждений культуры не отвечало поставленным задачам. В 1970-е остро встал вопрос о совершенствовании подготовки, обучения и воспитания кадров кульпросветработников, как важнейшее условие подъёма эффективности и качества  культурно-просветительской  работы. XXV съезд КПСС в директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства поставил задачу улучшить обеспечение культурно-просветительских учреждений и учреждений искусства квалифицированными кадрами. 

Для этого, во-первых, принимались меры по дальнейшему развитию высшего культурно-просветительского образования. Если в конце 1960-х в стране имелось 10 вузов культуры, то в 1975 их стало уже 16. Кадры кульпросвеработников готовились также на двух факультетах пединститутов и институтов искусств. Подготовка кадров средней квалификации велась в 139 культурно-просветительских училищах. Во-вторых, совершенствовалась система обучения и воспитания в вузах культуры и культпросветучилищах. Корректировалась учебные планы и программы с тем, чтобы заканчивавшие учебные заведения молодые специалисты приобретали разносторонние знания и умения организатора, педагога и психолога, режиссёра и другие [2, С. 6].

Таким образом, 1970-е характеризовались возрастанием внимания партийных и государственных органов к культурно-просветительской работе как образовательно-воспитательной деятельности в массах, идеологически обеспечивающей решение задач коммунистического строительства. Продолжала расти сеть культпросветучреждений, происходила выработка новых её структур, а также развитие общественных органов руководства и координации, обогащение структуры учреждений культуры и существенные изменения в планировании. Предпринимались меры, направленные на расширение и совершенствование подготовки кадров, особенно высшей квалификации [3, С. 245].

XVI съезд ЦК КПСС утвердил основные направления экономического и социального развития СССР на 1981-1985 гг. В этом документе предусмотрено дальнейшее развитие социалистической культуры и искусства, повышение их роли в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, в более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей советских людей. Съезд потребовал совершенствовать деятельность культурно-просветительских учреждений, расширять сеть массовых библиотек и клубов, повысить их роль как центров самодеятельного творчества трудящихся и проведения досуга [3, С. 248].

Было объявлено, что из важнейших задач всех учреждений культуры – всячески поддерживать движение за высокопроизводительный труд и образцовую дисциплину, сознательное отношение к социалистической собственности, экономию сырья, энергетических и трудовых затрат, способствовать, таким образом, безусловному выполнению планов партии на 1980-е гг. Культурно-просветительская работа призвана увлекать интересными и полезными занятиями, активно помогать формированию коммунистических нравственных идеалов, эстетических взглядов, пробуждать творческие силы и энергию советских людей. В клубах должна быть создана обстановка, вызывающая у посетителей потребность дополнять свою домашнюю культурную деятельность творческой деятельностью в клубных кружках и объединениях [3, С. 250].

В Аромашевском сельском доме культуры в 1982 г. было пять кружков, из них: драматический – 6 человек, хоровой – 12 человек, танцевальный – 4 человека, агитбригада – 6 человек, кружок бального танца – 4 человека. Детские кружки: хоровой – 6 человек, танцевальный – 4 человека, драматический – 5 человек, бального танца – 6 человек, рисования – 5 человек, чтецы – 3 человека. Кружки были созданы для того, чтобы дети могли себя чем-то занять, развивать свои творческие способности. Чаще всего они выступали с концертами перед животноводами во время уборки урожая [7, Л. 5-24].

К формам работы культпросветучреждений в 1983 г. относились следующее:

  1. Лекции, беседы о международном положении, а также такие, на которых разъяснялись решения последних пленумов ЦК КПСС (примерные темы: «Чистое небо – детям земля», «О гонке вооружений», «Орбитами дружбы», «Новые горизонты Коммунистического созидания», «Алкоголь и семья»);
  2. Устные журналы, в проведении которых принимали участие директора и главные специалисты совхозов, прокурор района, работники сельских домов культуры, клубов и библиотек («Человек, общество и закон», «Весенний день – год кормит», «Конституция СССР – основной закон нашей жизни»);
  3. Тематические вечера – «Думы о Ленине», «Вечная слава и вечная память», «Фронтовики, наденьте ордена», «Мы - молодые хозяева земли», «Будет хлеб, будет и песня» и другие;
  4. В общественных местах были вывешены лозунги – «Животноводство – ударный фронт», «Сохраним всё, что выращено»;
  5. Беседы, лекции для животноводов, хлеборобов, красные уголки;
  6. Вечера вопросов и ответов проводились в сельских домах культуры, на такие вечера выезжали работники РК КПСС, заведующий отделом райисполкома, работники РОВД, прокуратуры, главные специалисты управления сельского хозяйства, на таких вечерах жители района получали полные и квалифицированные ответы на интересующие их вопросы.

В районах работало 105 кружковых объединений и коллективов: танцевальный кружок, драматический кружок, вокально-инструментальный ансамбль, хоровой кружок, фотокружок [8, Л. 12]. Все эти мероприятия проводились для того, чтобы нести людям правду жизни, разъяснять политику партии, ведь от этого зависел настрой людей, их эмоциональное состояние и отношение к работе.

В 1987 г. в районе имелось 44 клубных учреждения всех типов. В районе было 115 коллективов художественной самодеятельности с общим количеством участников 1152 человека, также была детская музыкальная школа, художественная мастерская и киноустановки.

Деятельность культурных учреждений включала политическое информирование трудящихся об экономическом положении страны, культурное строительство, развитие самодеятельного художественного творчества трудящихся, организация досуга населения. В клубах проводились тематические вечера, устные журналы, демонстрировались фильмы, вечера-портреты о лучших тружениках села, вечера-балы, театрализованные представления, проводилась пропаганда эстетических знаний, к знаменательным датам оформлялись книжные выставки, проводились обзоры, беседы, литературные вечера, проводились выставки народного творчества. В районном доме культуры было организовано 5 клубов по интересам, 14 кружков, из них 12 – по художественной самодеятельности [11, Л. 18-23].

Кадровый состав в культурно-массовом секторе в 1980-е гг. характеризовался следующими показателями: в клубных учреждениях в 1983 году работало 59 человек, из них: один методист, девять художественных руководителей, один режиссёр, 17 директоров, 16 заведующих, двое заведующих автоколонной, один заведующий отделом культуры, два шофёра, один художник, один оформитель, четверо преподавателей, один инспектор. Наибольшее количество культработников имели среднее образование (18 человек – 30,5%); неполное среднее образование – 14 человек (23,7%); средне-специальное – 12 человек (20,3%); общее среднее – четыре человека (6,7%); средне-специальное педагогическое – три человека (5%); высшее образование – три человека (5%) [9, Л. 1].

В 1984 г. библиотечные кадры Аромашевской библиотеки включали 35 человек, из которых высшее образование имели два человека (5,7%), не полное высшее – четыре человека (11,4%), средне-специальное педагогическое – два человека (5,7%), средне-специальное – 19 человек (54,2%), среднее – восемь человек (22,5%) [10, Л. 1-3].

В 1987 г. для культурного обслуживания населения в Аромашевском районе было 41 клубное учреждение, 21 сельская библиотека, а также детская и районная библиотека. Для полного комплектования государственных учреждений культуры требовалось 102 человека, а работало 97 человек. В клубных учреждениях не имел специального образования 41 клубный работник. В библиотечных учреждениях работало 33 человека, среди них с библиотечным образованием - 20 человек, педагогическим – пять человек. Проводились мероприятия по профориентации культпросветработников. Ежегодно планировали отправлять на обучение по 12 человек [12, Л. 1-9].

В 1988 г. в клубных учреждениях работал один человек с высшим образованием, со средне-специальным - три человека, в том же году двое окончили КПУ в г. Тобольске на заочном отделении, в Московском народном заочном университете искусств обучался один человек, 48 не имело культпросветоборазования. В библиотеках работали два человека с высшим образованием, со средне-специальным - 18 человек, средне-педагогическое образование имели трое, среднее образование – восемь работников.

В районе проводилось много мероприятий по профориентации культпросветработников. Были проведены беседы в школах работниками РДК и библиотек. В библиотеке в то время работал клуб «Твоя будущая профессия», через местную печать публиковались объявления о приёме студентов в учебные заведения культуры [11, Л. 6]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в районе проводились мероприятия по пополнению кадрового состава клубов и библиотек.

Не смотря на то, что принимались меры по решению кадрового вопроса, учреждения культуры были слабо укомплектованы кадрами с высшим и средне-специальным образованием. Отмечалась существенная текучесть культурно-просветительских работников, что негативно отражалось на деятельности сельских учреждений. В результате пополнение квалифицированными кадрами учреждений культуры проводилось непланомерно. Недостаток квалифицированных кадров руководителей и рядовых работников культуры в сельской местности не позволял в достаточной степени выполнять поставленные задачи [1, С. 165].

Однако учреждения культуры вносили свой вклад в решение идейно-нравственных социальных задач, целенаправленного формирования интересов и духовных потребностей советских людей. Органами управления культурно-просветительской работой на селе рекомендовалось уделять больше внимания созданию в учреждениях культуры условий для духовного роста и общения людей различных национальностей. В клубах должна быть создана обстановка, вызывающая у посетителей потребность дополнять свою домашнюю культурную деятельность творческой деятельностью в клубных кружках и объединениях.

 

Источники и литература:

 

  1. Алжейкина Г.В. Подготовка и повышение квалификации специалистов культуры и искусства в Чувашии в 1950-е гг. // Казанский педагогический журнал. - № 3. – 2011. – С. 162-169.
  2. Савченко А.М. Введение в историю культурно-просветительной работы в СССР // Актуальные вопросы истории культпросветработы в условиях перестройки: Лекция по курсу «История культ.-просвет. работы в СССР» /  А. М. Савченко. -  М.: Моск. гос. ин-т культуры МГИК. - 1988. – С. 4-41.
  3. Пиналов С.А. История культурно-просветительной работы в СССР. Учеб. пособие для ин-тов культуры / С. А. Пиналов, Г.И. Черняквский, А.П. Виноградов. Киев: Вища школа. - 1983. – 262 с.
  4. Постановление ЦК КПСС от 10.11.1977 г. N981 «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения» // Исторический портал о Родине, музей Советского Союза. URL. – https://wfi.lomasm.ru (дата обращения 13.10.2019).
  5. Сектор по делам архивов Аромашевского муниципального района. Ф. 36. Оп. 1. Д. 21. ЛЛ. 2-21. Годовой текстовый отчёт отдела культуры (1975 год).
  6. Сектор по делам архивов Аромашевского муниципального района. Ф. 36. Оп. 1. Д. 27. ЛЛ. 19-20. Штатные расписания, сметы расходов отдела культуры и подведомственных ему учреждений за 1975 год.
  7. Ф. 36. Оп. 1. Д. 37. ЛЛ. 5-24. Годовой текстовый отчёт отдела культуры (1982 год).
  8. Ф. 36. Оп. 1. Д. 38. ЛЛ. 4-12. Годовой текстовый отчёт отдела культуры (1983 год).
  9. Сектор по делам архивов Аромашевского муниципального района. Ф. 36. Оп. 1. Д. 41. Л. 1. Список работников культурно-просветительских учреждений за 1983 год.
  10. Сектор по делам архивов Аромашевского муниципального района. Ф. 36. Оп. 1. Д. 46. Л. 1-3. Список работников культурно-просветительских учреждений за 1984 год.
  11. Сектор по делам архивов Аромашевского муниципального района. Ф. 36. Оп. 1. Д. 55. Л.6. Годовые текстовые отчёты о работе культурно-просветительных учреждений культуры (1987- 1989 годы).
  12. Сектор по делам архивов Аромашевского муниципального района. Ф. 36. Оп. 1. Д. 57. ЛЛ. 1-9.  Документы, акты, справки о работе культпросвет учреждений района за 1987 год.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2019.- СС. 46 - 51.