Печать
Просмотров: 225

Скачкова Г.К. ,
к. и. н., доцент,
 зав. музеем Народного
образования Тюменской области,
Тобольский педагогический институт
им. Д. И. Менделеева (филиал) ТюмГУ

 

Первый декан.
К 40-летию исторического факультета Тобольского педагогического института им Д. И. Менделеева

 


В.А. Сыркин

В 1979 г. в Тобольском педагогическом институте им Д.И. Менделеева был открыт третий по счёту факультет – исторический (историко-английский), который готовил кадры учителей истории, обществознания и английского языка для средней школы. Это событие не было  отмечено как  важное  для Тюменской  области, но спустя 40 лет можно заключить, что оно было значимо в череде событий, происшедших в год её 35-летия.

Необходимо отметить, что начало подготовки педагогов по специальностям «история» и «английский язык» было очень важной  инициативой  ректора  Тобольского  педагогического института и решением руководства  Тюменской области, так как в регионе остро не хватало учителей именно этих дисциплин.  В этот период в северных регионах, в районах развернувшейся нефтегазодобычи (педагогические кадры для которых десятки лет поставляет Тобольский вуз), шло активное строительство школ.


На занятиях. 

  В 1979 г. набор студентов на историческую специальность  прошёл в третий раз за полувековую историю вуза. В первый раз историко-словесное отделение Тобольского учительского института было открыто после его организации в 1916 г., просуществовало до 1919 г. и было закрыто вместе с учебным заведением в связи с революционными событиями в стране.

Второе рождение факультета состоялось в 1939 г.:  в Тобольске был открыт советский Учительскй институт в составе трёх факультетов, одним из которых был историко-географический. Факультет был закрыт после преобразования института из учительского в педагогический в 1954 г.  Наконец, усилиями ректора института Ю.М. Конева и первого декана факультета В.А. Сыркина, исторический факультет был возрождён в третий раз.

Виктор Абрамович Сыркин, кандидат исторических наук, доцент кафедры партийной истории стал не просто организатором нового факультета, но его «отцом». Он  приложил все усилия к тому, чтобы факультетский коллектив жил единой семьёй: именно так он понимал успешное дело подготовки молодых учителей для активно развивающейся советской школы. Кадры преподавателей факультета были собраны им по всей стране, это были лучшие выпускники престижных вузов и опытные стажисты из Москвы, Самары (Куйбышева), Екатеринбурга (Свердловска), Омска и других городов:  А.И. Попов, Е.В. Петров, А.М. Шпорт, супруги Мартыновы, Н.Л. Коньков и др. Осуществлялся и качественный отбор студентов, поскольку конкурс на факультет был стабильно высокий, 3-5 человек на место (платных  вакансий не было в принципе).

Первый выпуск,  1984 г.

Со всей серьёзностью взявшись за дело, В.А. Сыркин составлял планы,  продумывал перспективы развития исторического образования в вузе. Об этом ярко свидетельствуют материалы, опубликованные в местной прессе, в которых новоиспечённый декан подробно излагает условия приёма и обучения на новом факультете, обращаясь к тобольской  молодёжи: «В этом году наш институт впервые проводит прием на историко-английский факультет… Желающие поступать на факультет должны сдать четыре экзамена: по истории СССР, иностранному языку (изучавшемуся в школе), русскому языку и литературе (письменно и устно). Срок обучения на факультете - 5 лет. Его студенты будут изучать обширный цикл специальных дисциплин, среди которых главное место принадлежит историческим наукам: истории нашей Родины с древнейших времён и до наших дней, Древнего Востока и античного мира, Средневековья, новой и новейшей истории Европы, Америки, Азии, Африки; археологии, этнографии, страноведению, источниковедению, краеведению; истории КПСС, международного коммунистического и рабочего движения, русской культуры, русского военного искусства, науки и техники – вот далеко не полный перечень тех исторических дисциплин, которые предусмотрены учебным планом. Студентам предстоит музейная, архивная, археологическая практики. Тобольск и Тюменская область в целом представляют для этого прекрасные возможности.

Разумеется, очень много внимания на факультете будет уделяться изучению английского языка, занятия по которому планируется проводить каждый день. На первых двух курсах это будет языковая практика, затем начнется изучение теоретической грамматики, лексикологии, теоретической фонетики, стилистики и т. д. Студенты будут слушать лекции по истории английского языка и литературы. Хорошее знание английского языка открывает перед будущими выпускниками факультета перспективы широкого выбора интересной работы.

Но особенно нужны учителя истории, обществоведения и английского языка школам Тюменской области. Их приход позволит существенно поднять уровень преподавания этих важных предметов, обогатить в целом содержание учебно-воспитательного процесса.

Но все это - в будущем. А пока предстоит сделать первый приём. Каким он будет? Для нас это очень важно. Первокурсники вместе с преподавателями и лаборантами будут создавать учебно-материальную базу факультета, оборудовать и оформлять кабинеты, музей. Они первыми поедут на полевую археологическую практику, привезут первые добытые их трудом экспонаты. Они будут закладывать традиции факультета» [7].

После успешного проведения  приёмной кампании (конкурс на исторический факультет составил более трёх человек на место, история педагогического института ещё не знала таких  показателей!) декан продолжил рекламные публикации о факультете на страницах местной прессы: «В наследство от исторического факультета осталась немногочисленная, но весьма ценная научная литература (в том числе и редкие дореволюционные издания), добрая традиция авангардной роли студентов-историков в учёбе и общественной работе. Эту традицию мы постараемся воспитать и развить.

Сейчас на историко-английском отделении учатся 50 студентов. Среди них 20 поступивших по направлению районных и окружных отделов народного образования. Столь «высокий» удельный вес целевиков не случаен. Школы Тюменской области  испытывают острый дефицит преподавателей истории и английского языка.

Формированию  профессиональных навыков, нравственных качеств, необходимых педагогу, воспитанию сплочённого, работоспособного коллектива, организации культурного досуга, развитию творческой инициативы юношей и девушек содействует разносторонняя деятельность отделения. Это студенческое самоуправление (все главные вопросы жизни решает общественный деканат), занятия в школе лектора-краеведа, клуб интернациональной дружбы (он только начинает свою деятельность), регулярный выпуск газеты «Новый летописец», контакты с видными учёными.

И на будущее у нас  широкие планы. Надеемся их осуществить с вводом нового корпуса, когда у отделения будут свои помещения, по мере роста контингента студентов и состава преподавателей. В общем, впереди напряжённая интересная работа» [8].


Мужская половина факультета. 1983 г.

Данные публикации в местной прессе (по-современному, их можно назвать рекламными статьями) сыграли судьбоносную роль в жизни многих  выпускников школ города и региона, в том числе и автора этой статьи. Будучи учащейся 9-го класса  городской школы, я очень пожалела о том, что я ещё не выпускница, и стала терпеливо ждать и готовиться к поступлению в вуз на эту специальность в следующем году.

Будучи уже студенткой историко-английского факультета, я с первых дней учёбы убедилась в том, что ничего из данных обещаний и нарисованных перспектив В.А. Сыркиным не было выпущено, всё исполнено в точности, более того, сделано основательно, с любовью, а в дальнейшем развито и углублено его последователями. Для меня годы учёбы на факультете были радостным и светлым  временем в моей жизни. Интересно было всё: историческое здание со светлыми коридорами, сводчатыми потолками и широкими металлическими лестницами (построено в 1893 г. для мужской классической  гимназии),  дисциплины, которые  мы изучали, внеаудиторные занятия,  вовлечение в музейную и архивную работу, практики, умные компетентные преподаватели дисциплин и, конечно  же, сам вездесущий декан.

Виктор Абрамович Сыркин являл нам пример неутомимого, заботливого педагога и руководителя, компетентного преподавателя, пытливого исследователя, неравнодушного человека. Он активно общался со студентами, знал и помогал нам развить в себе лучшие человеческие качества  и профессиональные навыки, помогал и поддерживал в трудных ситуациях. Он  создал  условия обучения, способствующие не только приобретению педагогической профессии, но и воспитанию в студентах пытливых исследователей, краеведов. Очень обрадовался наставник несколько лет спустя, когда  узнал о моей защите кандидатской диссертации по истории, о преподавании на родном факультете и занятии его детищем – музеем, который он и его жена Инна Андреевна кропотливо создавали.

«Самое ценное в Викторе Абрамовиче, - как отмечает выпускница первого набора факультета Н.С. Казымова (учитель истории и английского языка Абалакской школы Тобольского района), - это то, что он воспитывал в нас высокие гражданские качества, активную жизненную позицию, требовательность к себе и другим. Он был очень внимателен ко всем студентам, был в курсе их проблем. Всегда поможет, поддержит, а когда надо, и пожурит, как отец. К студентам обращался только по имени.  Он был и есть учитель учителей! Под его руководством и при его непосредственном участии наши преподаватели создали для студентов истфака прекрасную учебную и внеурочную обстановку! Нам посчастливилось слушать курс лекций профессоров, учёных из разных крупных городов страны: Ленара Васильевича Хромкова из Самары (Куйбышева), Дмитрия Игнатьевича Копылова из Владимира, Владислава Александровича Могильникова из Москвы… На высоком уровне была организована научная работа студентов… Студенты завоёвывали звания лауреатов республиканских и региональных конкурсов…А еще были археологические раскопки, серьёзная работа в архиве; рефераты, курсовые, дипломные работы… Все эти навыки и знания так понадобились при работе в школе… 25 лет мне пришлось работать учителем английского языка, и для души всегда вела в одном классе историю. Прекрасную специальность мы получили: учитель истории, обществоведения и английского языка. Сегодня, когда идёт оптимизация в образовании, всё пригодилось [4; с.15]».

Талантливый человек, он творчески подходил ко всему: к проведению своих занятий и воспитательных мероприятий, зажигал всех своей энергией и желанием любое мероприятие  превратить в  интересное, полезное, зрелищное и незабываемое. Один из первых студентов исторического факультета Вильдан Бекшенев (кандидат исторических наук, преподаватель Тобольского индустриального института, ныне, к сожалению, безвременно ушедший) вспоминал: «В самом начале 1980-х гг., когда  факультет рос и развивался, были заложены одни из тех замечательных традиций, которые позволяли истфаку в течение долгого времени оставаться самобытной и яркой учебной структурой ТГПИ. Традиционными стали театрализованные праздники, на которых происходили посвящения первокурсников в ранг студентов-историков, факультетские вечера, приуроченные к празднованию 8 Марта, в подготовке которых от разработки сценария до реализации постановок  непосредственное участие принимал  В.А. Сыркин [1; с. 8]».

Сформировав коллектив преподавателей-единомышленников, декан не оставлял их без внимания, решая самые разнообразные проблемы. «Виктор Абрамович беспокоился о бытовых условиях молодых преподавателей, об их карьерном росте, был щедр на похвалы, если молодые коллеги показывали хотя бы малейшие успехи в науке и овладении вверенными им историческими и языковыми курсами. Декан заботился о научном росте молодёжи, ежегодно направляя желающих в целевые столичные аспирантуры», - вспоминает о нём М.Ю. Лаптева, в тот период начинающий преподаватель (ныне доктор исторических наук, уникальный специалист, антиковед, 40 лет отдала преподавательской деятельности в тобольском вузе) [5; с.7]. Также она отмечает: «По-доброму, с пониманием относился он к тем опальным кандидатам наук и профессорам, которые волей обстоятельств, нередко политических, оказывались в те годы в Тобольске, ставшем в их судьбе своего рода сибирской ссылкой. Их диссидентство, явное или мнимое, не было в глазах декана пятном на преподавательской и человеческой репутации» [5; с.7].

Виктор Абрамович Сыркин был, бесспорно, неординарной личностью, охотно принимающей новые реалии социума, лидером не только в факультетском, но и вузовском коллективе, что не всегда находило одобрение среди его коллег и руководства вуза. Как пишет Ю.П. Прибыльский, доктор исторических наук, профессор Тобольского пединститута о В.А. Сыркине: «Это был высокообразованный специалист, умелый организатор, наделённый кипучей энергией и деловой смёткой» [6; с.4]. Но в то же время Ю.П. Прибыльский отмечает, что «по мнению сослуживцев, присущие Сыркину обостренные чувства достоинства и справедливости, сопряжённые с его бойцовским характером, приносили некоторые трудности…, осложняли его взаимоотношения с коллегами и руководителями вуза» [6; с. 5].

Трудности общения с коллегами и руководством, иногда доходящие до принципиальных разногласий, привели к тому, что В.А. Сыркин был вынужден оставить пост декана историко-английского факультета, своего детища, перейдя на заведование кафедрой истории, а потом и покинуть вуз. «И всё же В.А. Сыркин оставил добрую память о себе у большинства выпускников, - заключает Ю.П. Прибыльский, - заложил устойчивые полезные традиции высшего исторического образования в Тобольске» [6; с. 5]. Ю.П. Прибыльский, возглавив руководство аспирантурой по истории, продолжил научные традиции  первого декана и руководил подготовкой диссертационных работ на звание кандидатов наук. Он подготовил более десятка выпускников исторического факультета, многие из которых пополнили преподавательский штат факультета.


Тобольский пединиститут, 1970-е гг
.

Традиции, заложенные первым деканом истфака, год от года развивались и совершенствовались, так как последующие  руководители очень ревностно к ним относились. В.С. Гриценко (декан в 1992-1997 гг.) отмечал факторы, немаловажные в сохранении здоровой психологической атмосферы на факультете: истфак «традиционно лидирует по количеству студентов-юношей, чем не может похвастаться ни какой другой из вузовских факультетов. И преподавателей у нас фифти-фифти: дамская и джентльменская часть уравновешивают друг друга» [3].

И.В. Цыганова (декан в 1997 – 2005 гг.) выразила общее мнение руководителей факультетского коллектива: «Факультет должен работать как единый, хорошо отлаженный механизм. И декан факультета несёт большую, чем кто-либо, ответственность за какие-то промахи, неудачи, сбои в работе» [2].

Преподаватели и студенты истфака традиционно держали лидерство в научных исследованиях, организовав и в течение 15 лет проводя Западносибирскую (а затем и Всероссийскую) научную конференцию студентов и молодых историков «Диалог культур и цивилизаций», получившую высокую оценку участников. На факультете трудилась блестящая плеяда ученых-археологов, приобщивших  через археологическую практику к научной деятельности выпускников разных поколений. Ежегодные исторические олимпиады для школьников города и района позволяли факультету заранее присмотреться к достойным кандидатурам будущих студентов. Истфак много лет держал первенство в культурном состязании студентов вуза «Студенческая весна», незабываемыми и зрелищными были посвящения первокурсников в студенты-историки. Традиционной гордостью факультета являются его выпускники, которые успешно трудятся  учителями и руководителями школ и учебных заведений,  административных структур и в других сферах,  демонстрируя ответственное и творческое отношение к работе, деловую хватку и неизменный исторический подход к любому общественному явлению.

В 2014 г. Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева затронули важные организационные изменения, он стал филиалом Тюменского государственного университета. Исторический факультет института, наряду с филологическим и факультетом иностранных языков, влился в так называемый «гуманитарный».  Опустело историческое здание, где кипела исследовательская жизнь, студенты переселились в новые комфортабельные апартаменты. Тем не менее, дух истфака по-прежнему жив в студентах, поступающих на историческую специальность, а, значит, не погибли ещё традиции исторического образования, заложенные первым деканом факультета.

 

Примечания:

  1. Бекшенев В.Р. Первый декан истфака // Исторический сборник. Сборник научных работ, посвящённый 30-летнему юбилею исторического факультета ТГСПА им Д. И. Менделеева. / Ред. кол.:  Боркова Е.В., Валитов А.А., Останина Л.В., Цыганова И.В.  - Тобольск, 2009. – С. 7-8.
  2. Быть деканом - не женское дело. Истфаку – 20 лет // Тобольская правда. 23 ноября. 1999.
  3. «Здесь учат тех, кто рыться любит в хронологической пыли…» // Тобольская правда. 26 ноября. 1994.
  4. Казымова Н.С. Мы снова вместе через 25 лет // Исторический сборник. Сборник научных работ, посвящённый 30-летнему юбилею исторического факультета ТГСПА им Д.И. Менделеева / Ред. кол.: Боркова Е.В., Валитов А.А., Останина Л.В., Цыганова И.В. - Тобольск, 2009. – С. 13 – 16.
  5. Лаптева М.Ю. О становлении исторического факультета Тобольского пединститута им. Д. И. Менделеева // Исторический сборник. Сборник научных работ, посвящённый 30-летнему юбилею исторического факультета ТГСПА им Д.И. Менделеева / Ред. кол.: Боркова Е.В., Валитов А.А., Останина Л.В., Цыганова И.В. - Тобольск, 2009. – С. 6 - 7.
  6. Прибыльский Ю.П. Трудное начало // Исторический сборник. Сборник научных работ, посвящённый 30-летнему юбилею исторического факультета ТГСПА им Д. И. Менделеева. / Ред. кол.:  Боркова Е.В., Валитов А.А., Останина Л.В., Цыганова И.В. - Тобольск, 2009. – С. 4-5.
  7. Сыркин В.А. Новый факультет // Тобольская правда. 13 июня 1979 г.
  8. Сыркин В.А. У нас широкие планы // Тобольская правда. 13 июня 1979.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2019.- СС. 16-21.