Печать
Просмотров: 2044

Пивненко Н.Л.,
учитель МАОУ «СОШ №2»,
 г. Заводоуковск

 

 

Призвание учителя есть призвание
высокое и благородное.

Л.Н. Толстой 

 
И. Ф. Носов

 

У каждого в сердце живёт имя  учителя. Это человек, который не просто дал нам знания и показал, как добывать их самостоятельно, а вложил в нас частицу своей души,  какую-то долю своих взглядов на мир, жизненных ценностей, доброты и заботы. Основная задача педагога ― передать ученикам лучшие идеи человечества, духовно обогатить и научить  их самостоятельно мыслить. Для этого требуется огромное количество душевных сил, человечности, любви к детям. Какие зёрна посеет учитель в своих учениках, такой урожай пожнут грядущие поколения. Именно учитель, вслед за родителями, закладывает в ребёнке духовность и доброе начало. И, как своих родителей, так и своего учителя люди помнят всю жизнь.

  Невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей, ― на то необходимо веление души! Трудно переоценить профессиональную деятельность педагогов. Для каждого человека памятны годы ученичества и первые наставники, ставшие источниками мудрости, знаний, человечности. Кто-то со временем становится для учеников примером, чей-то образ стирается из памяти. Но нет ни одного взрослого, кто не смог бы рассказать о своём любимом учителе. Это значит, что педагоги, даже перестав трудиться, не уходят из мыслей своих учеников. Иногда бывает, что профессия учителя становится семейной традицией и таким образом  начинается учительская династия...

Что стоит за этим словосочетанием? Прежде всего - верность профессии, любовь к выбранному раз и навсегда делу, опыт, знания и мудрость - не в одном, а в нескольких поколениях. Наша учительская династия началась с моей прабабушки Фроловой (Носовой) Вассы Петровны (1870-1963), которая  родилась в городе Нижний Новгород. Отец  прабабушки Пётр Фролов (1829– 1899), работал управляющим у помещика, исправно вёл хозяйские дела. Его дети учились вместе с детьми помещика. После отмены  крепостного права семья уехала в Сибирь на освоение свободных земель. Члены семьи  владели  грамотой, много читали, у них были хорошие вокальные данные и художественные способности. Эти способности  передались почти  всем последующим поколениям. Приехали Фроловы в село Омутинское, купили мельницу, дом.

По данным 1893 года в волостном селе Омутинское  был 231 двор, жило 477 мужчин и 404 женщины. А в документах, датированных 1903 годом, сказано: «Село Омутинское при реке Вагай, на почтовом тракте, в нём находятся церковь волостная, церковно-приходская школа, библиотека, хлебозапасный магазин, почтовое отделение, кожевенный завод, водяная мельница, склад земледельческого орудия, 30 торговых лавок, маслодельный завод». Также местность заселялась бежавшими людьми с Урала, центральной России.  Вскоре после переезда прапрадед заболел и умер. Жена его Гликерья продала всё имущество и переехала в деревню Боровинка. Тогда началась педагогическая деятельность нашего рода. Грамотные люди в то время были редкостью. Прабабушка (дочь Петра Фролова) Васса Петровна вместе с братом Григорием ездили по деревням и учили детей грамоте. Прабабушка вышла замуж за Носова Фёдора Михайловича, у них родились дети:  Носова (Диогенова) Мария Фёдоровна (1901-1988), родоначальница Диогеновых, Данченко, Хребтовых,Морочковских; Носов Иван Фёдорович  (1896-1972), мой родной дедушка  по материнской линии, родоначальник  Носовых, Дорофеевых,  Калининых, Алексеевых,  Пивненко.

У Марии Фёдоровны (бабушки Мани) родилась дочь Лидия в 1922году в селе Боровинка и сын Виталий (29.05.1929г.), мои дядя и тётя.  Продолжение педагогической династии - Диогенова Лидия Михайловна. Она  окончила в 1941 году заочное отделение педагогического училища. Её педагогический стаж - 33 года. Работала учителем начальных классов, учителем русского языка и литературы, старшей пионерской вожатой.  В 1982 годубыла награждена медалью «Ветеран труда». Муж  Лидии Михайловны Данченко Василий Николаевич родился в 1924году том же селе, закончил Тюменский педагогический институт, работал учителем русского языка и литературы, завучем и директором Боровинской (1950-1954) и Шестаковской (1954-1982)  школ Заводоуковского района. Василий Николаевич награждён медалью «Ветеран труда».

Сын тёти Лиды и дяди Васи (мой троюродный брат)  Данченко Владимир Васильевич, пошёл по стопам родителей, преподавал в Луганском высшем авиационном училище (1971-2004). Затем эстафету  педагогической деятельности приняладочь Лидии Михайловны,  Данченко (Хребтова) Людмила Васильевна (моя троюродная сестра).  Родилась она в 1953 году, окончила Ворошиловоградский педагогический институт, получила квалификацию учителя истории и обществознания. Работала учителем в Горюновской средней школе.упруг  Людмилы Хребтов Владимир Анатольевич окончил  Ишимский сельскохозяйственный техникум  работал в этой же школе  учителем технического труда.

У Людмилы сын от первого брака Воробьёв Владимир Николаевич (1975г.р.).  В 2003 году он окончил Тюменскую сельскохозяйственную академию, получил специальность    инженера-механика, продолжил педагогическую династию: преподавал  специальные дисциплины в филиале ТГНУ в городе Заводоуковске. Это замечательная семья, которая никогда не оставалась равнодушной к проблемам  образования.  Педагогическую династию  продолжила Морочковская (Диогенова) Татьяна Витальевна (1960г.р.), моя троюродная сестра, дочь Виталия Михайловича Диогенова.

Татьяна Витальевна закончила Ханты-Мансийское педагогическое училище музыкального отделения,  специальность по диплому - учитель музыки и музыкальный воспитатель. Работает музыкальным руководителем в дошкольном образовании 36 лет. Человек она творческий,  артистичный, музыкальный. Татьяна Витальевна по велению души 15 лет руководила  фольклорным кружком «Подсолнушки» в детском саду «Светлячок».  Дети  узнавали об истории и традициях народа,  исполняли народные песни, танцы,  участвовали в сценках, праздниках: «Во деревне во Рыжовке», «Звени, звени, Златая Русь» и т.д.  Татьяна - участница вокального ансамбля «Купава».

Педагогическую эстафету династии  продолжила моя  двоюродная сестра Шестакова (Лукиных) Надежда Владимировна (1956г.р.).  Наши родители, мой отец Леонид и её мама Мария, - родные брат и сестра. Надежда окончилаТюменский государственный университет в 1979 году. Работала в МАОУ «СОШ №2»  учителем  географии.Сейчас она работает  вЗаводоуковском краеведческом музее, составляет  и проводит  совместно с коллегами интересные, увлекательные и познавательные  мероприятия для детей:  «Под железный звон кольчуги»,  «Аты-баты, шли солдаты», «Приключения мамонтёнка», «Приключения кляксы», конкурсы и викторины о флоре и фауне нашего  края.  Дети очень любят  эти мероприятия и с нетерпением ждут их. Свою педагогическую деятельность продолжила  Надежда  в тесном сотрудничестве  с подрастающим поколением.

Одной из первых в нашей династии (по Носову Ивану Фёдоровичу) была моя тётя, родная сестра моей мамы Носовой Люции Ивановны (Алексеевой), Дорофеева (Носова) Раиса  Ивановна (01.05.1928- 08.08.2013 гг.). Родилась она в селе Боровинка Новозаимского района. Окончила школу в 1948году, филологический факультет Тюменского педагогического института - в 1953году.  В школьные годы любила историю, русский язык, но больше всего - уроки литературы. Увлекалась поэзией, многие произведения любимого Твардовского  знала наизусть.  Раиса  Ивановна  работала  в  МАОУ «СОШ №4» учителем русского и литературы, учителем изобразительного искусства почти полвека (сорок девять лет).  Уроки Раисы Ивановны дошли  до сердец учащихся, дали им прочные знания, научили грамотно мыслить, рассуждать, анализировать. Она учила точнее выражать свои мысли, чувствовать родной язык, помогала различать добро и зло, познавать себя и окружающий мир. Человеком она была очень добрым  и талантливым. Любила Раиса Ивановна читать художественную литературу,  писала картины.  Таланту Раисы Ивановны была посвящена статья «Яркая палитра красок»в газете «Советское Зауралье» от 6 марта 1993года в рубрике «Таланты рядом с нами». В ней говорилось: «Встреча с художником - это всегда прикосновение к чему-то таинственному, прекрасному. Особенно с художником картин, которые останавливают, заставляют постоять, подумать, признать в них  что-то до боли знакомое и близкое».Раиса Ивановна очень любила свою педагогическую деятельность и  была профессионалом своего дела. Её очень любили дети, родители, коллеги за мастерство  и щедрость души. Награждена она была медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»,  «Ветеран труда».

Затем эстафету  педагогической деятельности приняла я – Пивненко Наталья Леонидовна, родившаяся в городе Заводоуковске в 1966 году. Окончила школу в 1985году, Ишимскийгосударственный педагогический институт (ИГПИ) – в 1990году, по специальности учителя начальных классов. Педагогический стаж - 27 лет. Кем быть и куда пойти учиться я решила с детства, продолжая династию моих родных. Очень весомый вклад в моё стремление быть педагогом внесли мои учителя, которых я  с благодарностью всегда вспоминаю: Иванова Г.И., Переладова З.Л., Соловьёва Е.Д., Низинская Р.Н., Поспелова Н.А., Попкова Н.А., Шипицина И.П., Устюгова В.Е., Карева Г.А., Андреева Г.В.  Они отличались строгостью и требовательностью, и в то же время были добрыми и справедливыми. Я всегда старалась быть похожей на своих учителей, и чтобы мои ученики испытывали состояние счастья: действовали, преодолевали, творили и ощущали, что их любят и желают им добра. Весь свой педагогический путь я организовывала учебный труд школьников так, чтобы максимально развивать способности каждого из них, формировала интерес к учению, давала глубокие и прочные знания, пробуждала положительные эмоции, чувства радости познания и открытий. Награждена Почётной грамотой губернатора Тюменской области за многолетний и добросовестный труд, имею звание «Ветеран труда».

Своим любимым ученикам я посвятила стихотворение:

 Люблю детей за искренность, наивность,
За блеск в глазах, за детскую мечту;
Порой драчливых, глупеньких, беспечных,
Но добрых, ласковых, доверчивых, - люблю.

Заходишь в класс, окинешь нежно взором
Своих питомцев, милых малышей.
И даже сердце тихо замирает,
Ведь верят, будто матери своей.

Пришли вы в школу с ранцами, цветами,
В красивой форме, с огоньком в глазах;
Не погасить бы любопытства пламя
В душе детей, в их чувствах и делах…

Начальный курс! Как быстро, незаметно
Промчался ты, ребята подросли.
Удачи вам, девчонки и мальчишки!
Успехов всем! До выпускной весны!

Уйдёте вы, и снова юных племя
Заменит вас, всё повториться вновь…
И с каждым годом снова обретаем
Свою надежду, веру и любовь…

Следующая «веточка» нашего генеалогического древа - моя дочь  Пивненко Валерия Витальевна. Она окончила в 2015 году Тюменский государственный университет, институт психологии и педагогики, специальность - «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология». С 2015 года является аспиранткой кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Шадринскийгосударственный педагогический университет» (г.Шадринск), по направлению «Коррекционная педагогика» (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия). После окончания университета Валерию пригласили работать ассистентом на кафедру физиологии, специального и инклюзивного образования в Институт психологии и педагогики ТюмГУ.  По специальности (учитель-логопед) Валерия работает в центре речевого развития (г.Тюмень).

Научно-практическая деятельность Пивненко В.В.  направлена на реализацию проектов по инклюзивному образованию, осуществление коррекционно-развивающей работы среди лиц с ОВЗ различных категорий, формирование мотивационно-потребностного компонента для осуществления учебно-познавательной, научно-практической и профессиональной деятельности студентов на базе логопедической лаборатории Института психологии и педагогики (ИПиП), ТюмГу, повышение конкурентоспособности студентов посредством проведения олимпиады по дефектологии на различных уровнях, проведение профориентации среди школьников и абитуриентов. Является активным участником научно-исследовательской группы «Инклюзия в образовании и социальном взаимодействии» по реализации Программы повышения конкурентоспособности университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2016-2020 годы.

Пивненко Валерия Витальевна является руководителем проекта «Union» (2017год).  В рамках межсетевого взаимодействия данный проект был организованобъединением Лаборатории логопедических технологий в Институте психологии и педагогики (ИПиП) Тюменского государственного университета (ТюмГУ),  Международным компетентностным  центром (МКЦ) и Интерклубом Тюменского индустриального университета (ТИУ). Целью  проекта является формирование и коррекция произношения у студентов-иностранцев, обучающихся в российском вузе, как условие их эффективной адаптации. В рамках данного проекта проводятся занятия по коррекции звукопроизношения, а также погружение в профессиональную сферу посредством разбора и пояснения профессиональных терминов.

Летопись учительской жизни нашего рода - это часть истории нашего района с 20-х годов прошлого века по настоящее время. Думать о других и жить для других нелегко, но для нашей династии Диогеновых, Данченко-Хребтовых, Морочковских, Лукиных, Носовых-Дорофеевых, Пивненко -  это давно стало нормой жизни.Учитель! Это звание тысячелетиями вызывало необычайное уважение. Деятельность учителя является стартовой площадкой для взрослой жизни каждого современного человека. Оттого, как работает учитель, во многом зависят судьбы человека, общества, государства, человечества.

Династия — гордое слово!
Сплелись  поколения в нём.
Мы славу труда своих предков
Достойно сквозь годы несём.

Потомственный врач, иль учитель…
Как славно и гордо звучит!
И в русле семейного счастья
Наш дух единенья кипит.

Так пусть же растут, процветают
На благо любимой страны.
Всегда трудовые династии,
Бесспорно, нужны и важны!

 

Краеведческая конференция "Наше наследие - 2017":Материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2017.- СС. 140 - 144