Печать
Просмотров: 2057

В руках у заводоуковца Андрея Дубинина - дембельский альбом, обложку которого украшает изображение крейсера «Александр Суворов». На нем отслужил наш земляк полтора года. И сейчас, переворачивая листы с пожелтевшими фото, жалеет только о том, что ему так и не довелось выйти на этом могучем корабле в открытый океан.

Выпускник первой городской школы Андрей Дубинин был романтик. Правда, манили его не тёплые моря, а наоборот - холодное безмолвие севера. Поэтому и поступил он в тюменское техническое училище  № 7, где готовили специалистов нефтегазовой промышленности, а потом долгие годы проработал на буровых, открывая подземные кладовые.

Но в этой северной эпопее был перерыв – три года флотской службы.

– Когда сказали, что иду на флот, я немного расстроился - всё-таки на год больше служить, – вспоминает Андрей Анатольевич. –  Но ребята успокоили, говорят, может попадём в морскую пехоту, там как в армии – два года. Со мной тогда, осенью 1984-го, много земляков во Владивосток ехало – Владимир Козлов, Олег Зосимов – да всех и не упомнишь...

Однако этим планам не суждено было сбыться – Андрея Дубинина отправили в учебку на остров Русский. Полгода здесь наш земляк охарактеризовал одним словом – жуть: злые старшины гражданскую вольницу из голов «салажат» выбивали старательно. Но удивительное дело, Андрей умудрился на отрезанном от всего мира острове, в самом центре главной базы Тихоокеанского флота... сходить в самоволку! И «жуткие» старшины, узнав, что молодой матрос бегал к земляку Олегу Зосимову, учившемуся в соседней школе связи, парня поняли и не наказали строго.

– Учили нас там на совесть, – говорит Андрей Анатольевич. – Но я и сам старался не отставать – не из-за страха наказания, нет. Просто думал: приду на корабль неумехой, как в глаза товарищам, командирам посмотрю. В морском походе пробелы в знаниях устранять куда как труднее  будет.

После учебки артэлектрик приборов управления стрельбой зенитной артиллерии Андрей Дубинин распределился на крейсер «Александр Суворов» – корабль самый что ни на есть первоклассный, успевший побыть даже флагманом Тихоокеанского флота. Правда, увидеть, как зенитки стального гиганта посылают в небо лавины смертоносных снарядов нашему земляку так и не пришлось.     

Дело в том, что в это время «Александр Суворов» был в ремонте на Дальзаводе. Команда вместо того, чтобы покорять морские просторы, приводила в порядок свой немолодой уже крейсер. Именно матросы были, пожалуй, главной рабочей силой  – кораблестроители занимались только самыми ответственными работами.

– Нет, мы не только, чинили, убирали и красили - и в патрули ходили, и на гарнизонную гауптвахту охраняли, а я так даже посидеть в ней умудрился, – улыбается Андрей Анатольевич. – Как раз после караула сплю – нам шесть часов  отдыха полагалось – а меня кто-то будит. Вот и выразил я спросонья своё возмущение не подбирая выражения. А это оказался командир корабля - капитан второго ранга Халевин. Словом попал я на губу снова - на десять суток.

И вот в конце 19886 года, когда все работы были почти закончены, грозный корабль блестел от киля до топов мачт новой краской и истомившиеся в порту матросы стали мечтать о дальних плаваньях пришёл приказ вывести крейсер из боевого состава и законсервировать.

– Обидно было, – признаётся Андрей Анатольевич. – Конечно, корабль этот старше меня, для современной войны не очень подходящий. Ему ему самое место ему в резерве – как проверенному в походах ветерану. Но ведь на ремонт крейсера огромные средства и силы были потрачены, мы его, можно сказать, по винтику перебрали, а тут…

Морской простор Андрей Дубинин всё же повидал – обошёл Охотское и Японское море на плавмастерской ПМ-147. Экипаж её специализировался на наладке радаров, в этом деле, как говорится, «собаку съел». И Андрей, знаток электроники зенитных пушек, был тут не очень нужен. Но работу ему, конечно же, нашли – вместе с другими старослужащими и матросами-певогодками он отремонтировал и оснастил корабельную шлюпку – шестивёсельный ял. Под командой одного из офицеров не раз выходил в гребные походы, слушал, как свистит ветер в парусах, и ощущал себя настоящим морским волком…

С тех пор, как старшина первой статьи Дубинин сошёл на берег, прошло уже тридцать лет и три года. Но по ночам он нет-нет да услышит, как хлопает кливер, приводясь к ветру, скрипят вёсла в уключинах, почувствует солёные морские брызги на губах…

 

"Заводоуковские вести" № 60 от 27.07.2019