Печать
Категория: Uncategorised
Просмотров: 6675

Г.В. ЛеПОВА,
главный библиотекарь
ГАУК ТО «Тобольский
историко-архитектурный
музей-заповедник»

История строительства и эксплуатации Сибирской железной дороги составила целый пласт специальной литературы, часть которой к сегодняшнему дню сохранилась преимущественно в главных книгохранилищах страны, другая - была утрачена. Фонд научной библиотеки Тобольского музея-заповедника также располагает огромным количеством изданий, связанных как с историей Сибирской железной дороги в целом, так и отдельных её участков Урало-Сибирского региона.

Первая паровая железная дорога появилась в России на Урале в 1834 году. Случилось это событие на Нижнетагильском металлургическом заводе благодаря братьям Черепановым и их великому изобретению[1].

Железную дорогу общественного пользования открыли 30 октября 1837 года. Царскосельская железная дорога была сооружена по Указу Императора Николая I. Её протяжённость была невелика, всего 27 километров. Дорога обеспечивала сообщение между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском, загородной резиденцией российских императоров.

1 февраля 1842 года Николай I подписал Указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва, 1 ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения по ней, а 8 сентября 1855 года дорога получила название «Николаевская железная дорога» [2].

С тех пор в России строились отдельные участки железных дорог, постепенно превращаясь в сеть дорог определённой местности, в первую очередь, местности с хорошо развитой промышленностью, рудниками. В этом отношении был привлекателен Урал с его рудной и горнозаводской

промышленностью. Указом Императора Александра II в 1874 году началось строительство Уральской горнозаводской железной дороги, соединившей в 1876 году Пермь с Екатеринбургом. С историей дороги можно познакомиться, раскрыв любой из «Путеводителей…» по Сибирской железной дороге, а яркие впечатления о дороге, её станциях и сервисе того времени - найти в книге Е. Янишевского «Уральская горнозаводская железная дорога и Верхотурский край»[3], написанной в форме путевых впечатлений автора. Этой дороге посвящены страницы благоприятных воспоминаний Д.Н. Мамина-Сибиряка[4], изумлённых описаний американского журналиста Д. Кеннана[5], совершавшего путешествие по Уралу и Сибири в 1885 году.

Екатеринбург стал притягательным городом, отправной точкой соединения Уральской железной дороги с будущей Сибирской магистралью, а европейской России - с Сибирью. Далее первостепенным стал вопрос: в каком направлении на Восток двигаться? Было предложено несколько проектов, из которых наиболее известными в правительственных кругах оказались: проект полковника МВД Е.В. Богдановича[6], предложившего продлить дорогу до Тюмени; Пермского городского головы И.И. Любимова [7], выступающего за дорогу до Шадринска; К.Н. Николаева, тобольского мещанина, желающего, чтобы железная дорога пришла через Ирбит в его родной город Тобольск. Он даже изыскания провёл на собственные средства[8]. Прения о Сибирской железной дороге состоялись в Обществе содействия русской торговле и промышленности и Императорском Русском Географическом обществе; результаты прений превратились в передовые статьи газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и вышли из печати небольшой брошюрой[9].

Отдельные общества, купеческие круги Тюмени, московское купечество поддерживали проект Е.В. Богдановича, но практические шаги по строительству дороги не предпринимались ещё долго. Причинами задержки назывались: утрата технических данных к его проекту 1868 года в канцелярии МПС, необходимость проведения повторных изысканий, неразбериха со множеством других проектов, обладающих также и технической документацией, утверждённой разными ведомствами.

История строительства дороги Екатеринбург-Тюмень (1883-1885) неплохо представлена в современной литературе[10], экономическое значение дороги проанализировано в многочисленных статьях, опубликованных в периодических изданиях и сборниках. Важно, что именно эта дорога стала одной из предпосылок привлечения внимания Правительства Российской империи к строительству Великой Сибирской дороги.

Впервые вопрос о строительстве железных дорог на сибирской окраине России поставил в 1857 году Н.Н. Муравьёв-Амурский[11], генерал-губернатор Восточной Сибири, он же поручил разработать первый проект дороги инженеру Д. Романову[12]. В 50-70-е годы XIX века российские специалисты

разработали ряд проектов, не нашедших поддержки в правительственных кругах. Лишь в середине 80-х Правительство приступило к решению вопроса о строительстве Сибирской дороги. Идея прокладки дороги через всю Сибирь витала в воздухе, то и дело появлялись работы с рассуждениями о её пользе и выгоде[13]. Подталкивали к решению вопроса о железной дороге на Востоке и напряжённые отношения с Японией.

В 1891 году наследник цесаревич Николай Александрович совершил своё знаменитое путешествие на Восток. «Наследник цесаревич, высадившись на возвратном пути из Японии во Владивосток, исполнил волю своего августейшего родителя, положив 19 мая 1891 г. первый камень при закладке Уссурийской железной дороги»[14], дав старт началу строительства Сибирской магистрали. Дорогу начали вести одновременно с двух сторон: от Челябинска и от Владивостока. Информация о ходе строительства появлялась на страницах периодических изданий и сборников[15]. Дорога строилась долго, отдельными участками, в 1897 году железнодорожный путь дошёл до Иркутска. 17 декабря 1899 года Западно-Сибирская и Средне-Сибирская дороги объединились в Сибирскую железную дорогу – Великий Сибирский путь. Этого события долго ждали, в его практическое воплощение вложили грандиозный труд тысячи и тысячи людей.

В первое десятилетие XX века появилось много изданий справочного характера о Сибирской железной дороге, где сообщались этапы и факты исторического строительства, описывались изменения жизни населённых мест, соединённых дорогой. Часто такие издания выходили в подарочном варианте, со множеством фотографий, карт[16]. Всё это будоражило общественное мнение, люди мечтали, чтобы железнодорожный путь прошёл через их город, село. Конечно, не остался в стороне от этого вопроса и губернский город Тобольск. Проект, подготовленный К.Н. Николаевым ещё в 1870 году[8], не был забыт тоболяками.

В начале XX века Екатеринбург и Тюмень остро почувствовали свою оторванность от основной Сибирской магистрали, снизился грузооборот и доходность дороги. Администрация городов хлопотала о присоединении своих линий железнодорожного пути к главной Сибирской магистрали.

Из предлагаемых проектов сооружения железной дороги более реальными выглядели проекты спрямления Сибирской магистрали на участках Тюмень-Омск или Екатеринбург-Курган. Именно они активно обсуждались учреждениями, обществами, заинтересованными лицами. Составлялись различные ходатайства, записки, предлагались проекты, в которых каждая сторона защищала свой вариант, старалась выставить конкурентов в наименее выгодном свете. Особенно яростно схлестнулись интересы управленческих структур Тюмени и Шадринска, проекты поддерживались представителями купечества, нередко входящими в эти структуры. К примеру: купец А.И.

Текутьев – городской голова Тюмени, купец Т.Е. Углицких – заступающий место председателя железнодорожной комиссии в городе Шадринске[18].

Все эти документы рассматривались профильными учреждениями, затем передавались на обсуждение в Государственную Думу. Как происходило обсуждение, и какие принимались решения постоянно информировал население депутат от Тобольской губернии в Государственной Думе России Н.Л. Скалозубов[19], чьи «Письма депутата» регулярно появлялись на страницах газеты «Сибирский листок», выходившей в Тобольске. 22 ноября 1907 года появляется письмо с сообщением о смете МПС на 1908 год: «На железнодорожные линии в Сибири в смету вносятся: 1 миллион на приступ к постройке Тюмень-Омск железной дороги. … особая комиссия под председательством Михайловского нашла более выгодным придать новой дороге направление Тюмень-Омск, усилив участок Екатеринбург-Тюмень». Против выступила шадринская городская Дума, направив историческую справку и контрзаписку в Министерство путей сообщения[20]. Письмом от 17 июня 1908 года Н.Л. Скалозубов сообщает: «Комиссия о путях сообщения приготовила доклад по законопроекту о Тюмень-Омской железной дороге. Она не нашла возможным присоединиться к законопроекту Министерства путей сообщения и предлагает Государственной Думе одобрить нижеследующий проект. Отпустить в 1908 году из средств Государственного казначейства 100 т. р.: 1. На производство дополнительных изысканий северного участка Тюмень-Омской железной дороги от Тюмени до Усть-Ламенской, следуя направлению Сибирского торгового тракта; 2. На тщательное обследование условий водоснабжения Тюмень-Омской железной дороги; 3. На дополнительные изыскания Екатеринбург-Курганской линии в северной её части (Баженовский вариант)» (Сиб. листок. 1908. № 75).

К этому времени уже существовало экономическо-статистическое исследование Тюмень-Омской железной дороги А.И. Дмитриева-Мамонова, известного статистика, исследователя, управленца, связанного многие годы с работой в Тобольском губернском управлении[21]. Им исследованы были естественные условия местности, население, вопросы землепользования, продовольствия, развития отраслей экономики, вопросы колонизации (переселения), водоснабжения, ожидаемого грузооборота дороги. И всё же, Государственная Дума, рассмотрев вопрос, постановила произвести дополнительные изыскания по предложенным вариантам как в техническом, так и в экономическом отношении.

Вместе с тем борьба Тюмени и Шадринска продолжалась. В ответ на майские записки шадринской городской Думы и поступившую от неё в Правительство телеграмму, городской голова Тюмени А.И. Текутьев передаёт депутату В.И. Дзюбинскому докладную записку от 20 сентября 1908 года для

раздачи членам Государственной Думы, в которой обличает измышления в свой адрес, прилагает также к ней свой проект, в котором подчёркивает преимущества дороги Тюмень-Омск[22]. Надо отметить, что в поддержку тюменцев и их проекта выступали городские думы многих сибирских городов и центра, многие общества. Яркий тому пример - позиция Ялуторовского отдела Императорского Московского Общества сельского хозяйства под председательством К.С. Колмакова. В 1903 году в Обществе был заслушан доклад Н.И. Бенедиктова о прокладке рельсового пути в ряде районов Тобольской губернии, в том числе Ялуторовского уезда[23]. Позднее представлен был проект железнодорожной линии Тюмень-Омск, с приложением докладной записки за подписью К.С. Колмакова[24].

Осенью 1908 года изыскания в районе предполагаемых железнодорожных линий Екатеринбург-Курган и Тюмень-Омск были проведены экспедицией инженера Глезера (МПС. Управление по сооружению железных дорог). Итоги изысканий были к марту 1909 года обобщены, с ними можно познакомиться благодаря изданию «Материалы по статистико-экономическому описанию районов проектируемых линий»[25], составленному известным статистиком, участником многих экспедиций и исследований, проведённых в России и в Сибири, Львом Карловичем Чермаком. В период проведения изысканий анализировались документы волостных правлений, обследовались отдельные хозяйства, применялись опросные листы для торгово-промышленных заведений и другие методы изучения. «Всего в результате почти 2-месячной работы был собран материал по 177 волостям 11 уездов трёх губерний, обнимающий 2116 селений и 198 561 хозяйств…» (25, С.7).

Изучены были природные условия районов проектируемых линий, территория и население, потребление зернового хлеба и других продуктов, торгово-промышленная деятельность, исследована отрасль маслоделия, урожайность районов, обследовано крестьянское хозяйство. Приложением к материалам даны «Таблицы по селениям Пермской, Тобольской и Оренбургской губерний, вошедших в районы обследованных вариантов», аналогичные таблицы по волостям и сводные по уездам. Выкладки, таблички, сообщения о состоянии Ялуторовского уезда, куда входила Заводоуковская волость, встречаются на каждой странице этого издания, а вот сведения о самой волости редки: «Что касается крупных предприятий фабрично-заводского характера, то их очень немного и почти все они сосредоточены в Ялуторовском уезде… В Заводоуковской волости крупное дело бр. Колмаковых, имеющих крупчатку, перемалывающую до 800.000 п. зерна, пряничный завод, производящий до 30.000 пудов пряников, салотопенный и мыловаренный заводы. Там же винокуренный завод Поклевского-Козелл, перерабатывающий 200-240 тысяч пудов зерна в год». (25, С. 79). Обобщающая таблица сведений по Заводоуковской волости дана на с.72-75[25].

Позднее прогнозы Л.К. Чермака попытался проанализировать исследователь российских и уральских железных дорог начала ХХ века Александр Александрович Неопиханов в небольшой брошюре «Исторический очерк вопроса о сооружении Екатеринбург-Тюмень-Омской железной дороги и Синарско-Шадринского подъездного пути»[26].В предисловии к своему изданию автор обозначил цель его появления: «Приступая к собиранию материалов, касающихся как истории вопроса о сооружении Тюмень-Омской железной дороги, так равно и характеристики экономического района ея, я имел в виду, по истечении перваго отчётного года правильной эксплуатации этой дороги, на основании статистических данных, - выяснить, в какой мере жизнь оправдает произведённый в свое время на основании специально экономическаго обследования района этой дороги предполагаемый грузооборот ея» (26, с.3). Начавшаяся в середине 1914 года Первая мировая война в значительной степени нарушила планы автора, его работа вышла не в том формате, который предполагался первоначально. В результате автор работы передаёт историю приоритетности выбора дороги Тюмень-Омск, обозначая её длительным периодом (1861-1909 годы). В приложении к работе в сжатой форме передаёт суть исследований и предположений Л.К. Чермака 1909 года.

12 мая 1909 года «Сибирский листок» публикует письмо Н.Л. Скалозубова о встрече сибирской группы депутатов с директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов Н.Г. Гиацинтовым, где он на вопрос о Тюмень-Омской дороге сообщил: «… новые работы Чермака осветили этот малоизвестный здесь край с новой стороны, доказали его жизнеспособность». 4 июня опубликовано большое письмо Н.Л. Скалозубова, где он сообщает, что голосованием в Комиссии путей сообщения закончилось обсуждение законопроекта о постройке Тюмень-Омской железной дороги. Обсуждение проходило в рамках исследования Л.К. Чермака. Ораторами за это направление дороги выступали Дзюбинский, Скалозубов и некоторые представители МПС.

22 июня 1909 года Государственная Дума приняла Закон об отпуске средств на постройку Тюмень-Омской железной дороги. Строительство продолжалось до осени 1913 года, ход его подробно освещён в книге В.Т. Коптелова[10]. Тюмень-Омская железная дорога 1 октября 1913 года была передана в ведение Омской дороги. Личный состав Управления по постройке Тюмень-Омской железной дороги в городе Екатеринбурге приводится в «Адрес-календаре», приложении к «Памятной книжке Тобольской губернии на 1913 год» (Тобольск, 1913); в этом же издании размещено первое «Расписание движения пассажирских поездов» на линии Тюмень-Омск. В аналогичных

изданиях последующих лет можно ознакомиться с управлениями Томской, Омской, Пермской железных дорог.

Научная библиотека хранит отчёты по эксплуатации многих российских дорог: Уральской (Пермь-Тюменской ) железной дороги за 1889, за 1891-1904, за 1911-1913 годы; Омской железной дороги за 1913-1914 годы, в которых представлен всесторонний анализ деятельности этих дорог; а также «Сборники статистических сведений о перевозке пассажиров, багажа и всякого рода грузов по Пермской железной дороге за 1900, 1903-1904 годы; Томской железной дороге за 1900-1904 годы»; сведения о доходах казённых дорог России[27], многие другие документы.

Роль дорог Урало-Сибирского региона в перевозке пассажиров и грузов, в решении вопросов переселенческого движения в Сибирь исследовалась в начале их эксплуатации, специалистами и краеведами изучается в наши дни. Фонд научной библиотеки Тобольского музея-заповедника, условия его содержания и предоставления посетителям очень к этому располагают.

Примечания и литература:

1. Виргинский, В.С. Черепановы/ В.С. Виргинский. - Свердловск, 1987. -272 с.; 24 с. вкл. – (Сер. «Наши земляки»).
2. Сборник сведений о железных дорогах в России. 1867. Отдел III. Высочайшие повеления, Указы правительствующего Сената и Министерские постановления. – СПб: Тип. И. Шумахера, 1867. – С. 1-150.
3. Янишевский, Е. Уральская горнозаводская железная дорога и Верхотурский край/ Е. Янишевский. – Пермь: Тип. Губ. Земск. управы, 1887. – 47 с.
4. Мамин-Сибиряк, Д.Н. Письма с Урала/ Д.Н. Мамин-Сибиряк// Урал. – 1967. - № 6-8.
5. Кеннан, Д. Сибирь и ссылка: В 2 т./Д. Кеннан. – [СПб.], 1890.
6 . Богданович, Е.В. Проект Сибирско-Уральской железной дороги/ Е.В. Богданович. - СПб: Тип. Ф.С. Сущинского, 1868. – 42
7. Любимов, И.И. Записка к проекту Пермско-Уральской железной дороги/ И.И. Любимов. – СПб: Тип.илитогр. А. Каспари, 1870. – VI, 161, 37, 24, [1]с.; 3 л. карт.
8. Николаев, К.Н. Проект Пермско-Тобольской железной дороги/К.Н. Николаев. – Тобольск: Тип. Губ. Правл., 1870. – 32 с.; 1 л. карт.
9. По поводу прений о Сибирской железной дороге в обществах содействия русской торговле и промышленности и географическом. (Передовые статьи С.-Петербургских Ведомостей). – СПб.:Тип. Имп. АН, 1870. – 31 с.
10. Коптелов, В.Т. Железная дорога Екатеринбург-Тюмень-Омск: Очерки истории Тюменского отделения дороги/ В.Т. Коптелов. – Тюмень: Вектор Бук, 2001. – 168 с.: ил.
11. Сибирская железная дорога в ея прошлом и настоящем: Историч. очерк/ сост. С.В. Саблер, И.В. Сосновский; гл. ред. А.Н. Куломзин – СПб: Гос. тип., 1903. – С. 1-2.
12. Романов, Д. Сибирско-Уральская железная дорога/ Д. Романов. – М.: Унив. Тип., 1868. – 16 с.- (Прибавление к «Моск. Вед.» 1868. № 42).
13. Кр-ский, А. Нужна ли Сибири железная дорога/ А. Кр-ский. – Изд. Е.Ф. Кудрявцева. – Красноярск: Тип. Кудрявцева, 1890. – [4], 39 с. 14. Сибирская железная дорога в ея прошлом и настоящем: Историч. очерк/ сост. С.В.
Саблер, И.В. Сосновский; гл. ред. А.Н. Куломзин – СПб.: Гос. тип., 1903. – С. 106.
15.Библиография железнодорожного вопроса Сибири: Указатель статей, корреспонденций и заметок, помещенных в сибирских периодических изданиях и сборниках за 1857-1894 гг./ сост. С.Н. Мамеев. - Тобольск: Тип. Тоб. Епарх. братства, 1895. – 56 с.
16. а/. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге, 1901-1902/ под ред. А.И. Дмитриева-Мамонова. – СПб; М.: Тип. Т-ва И.Н. Кушнерёв и Ко, 1902. – 130, IX, 396, 144 с.: ил.; 2 л. портр.
б/. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге, 1903-1904/ под ред. А.И. Дмитриева-Мамонова. – СПб: Тип. Т-ва И.Н. Кушнерёв и Ко, 1904. – 62, VIII, 354, 71, X с.; 2 л. портр.
в/. Сибирская железная дорога в ея прошлом и настоящем: Историч. очерк/ сост. С.В. Саблер, И.В. Сосновский; гл. ред. А.Н. Куломзин – СПб: Гос. тип., 1903. –VII, II, 451 с.; 12 л. диагр.; 3 разв. л схем., карт.; 2 л. портр.; 16 л. вкл. ил.
г/. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей/ под.ред. В.П. Семёнова-Тян-Шанского. – Изд. А.Ф. Девриена. - СПб: Тип. САО «Слово», 1907. –VIII, 591 с.:ил.; 4 вкл л. карт.
17. а/. Докладная записка Тобольской городской управы Городской Думе о продолжении Уральской железной дороги до г. Тобольска. – Тобольск, 1894.
б/. Пояснительная записка к проекту жел.-дор. ветви на гор. Тобольск, составленному на основании рекогносцировочных изысканий, произведённых в 1905 году/ сост. Г. Адрианов. –СПб.: Тип. «Владимирская», 1906. – 7 с.; 10 л. прил.
в/. В.К. [Костюрин, В.Ф.] К вопросу о железной дороге до Тобольска// Сибирский листок.- 1906. - № 31 (17 сент.) г/. Маляревский, Г.Я. О проведении железной дороги до г. Тобольска, как средстве к оживлению Севера Западной Сибири: Доклад, составленный по поручению железнодорожной комиссии, одобренный Тобольскою Городскою Думою. / Г.Я. Маляревский. – Тобольск: Губ. тип., 1907. – 54 с.
18. От Тюмени: а/. Текутьев, А.И. О проведении железной дороги от Тюмени на Ялуторовск – Ишим – Тюкалинск -Омск: Записка Тюменского городского головы/ А.И. Текутьев. – Тюмень: Тип. «Сиб. торг. газеты» (А.А. Крылова) 1901. – 8 с. От Шадринска:
а/. Углицких, Т.Е. Экономическое и общественное значение железнодорожных линий Пермь-Курган и Тюмень-Тобольск/ Т.Е. Углицких. – Шадринск: Тип. К.Е Доронина, 1905. – 6 с.
19. Скалозубов Николай Лукич (1861-1915), уроженец Костромы, выпускник Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, первый Правительственный агроном Тобольской губернии (1894-1906), депутат Государственной Думы II–го и III-го созывов от Тобольской губернии (1906-1912), исследователь, автор более сотни работ, консерватор Тобольского Губернского музея, заложивший основы научного развития музея.
20. а/. Мокеев, В.Я. По поводу представления Министра Путей Сообщения в Государственную Думу о разрешении приступить в 1908 г. к постройке Тюмень-Омской железной дороги: (контрзаписка) /В.Я. Мокеев, П.А. Астафьев. – СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1908. – 14 с.
б/. Нужна-ли линия Тюмень-Омск?: [Записка Шадринской Городской Думы] /А.Я. Прозоров, М.С. Куликов, А.А. Лещев и др. – СПб.: Тип. Ц. Крайз, 1908. – 42 с. – ( Экземпляр Н.Л. Скалозубова).
21. Дмитриев-Мамонов, А.И. Тюмень-Омская железная дорога. Экономическо-статистическое исследование/ А.И. Дмитриев-Мамонов. – СПб: Тип.-лит. «Евгения Тиле преемн.», 1905. – 39 с. – (На обложке - Д.Н. от автора: «Колмакову 18/VI 06 [1906]»).
22. Текутьев, А.И. Докладная записка в Государственную Думу Господину Председателю о Путях Сообщения по вопросу транзитного пути Тюмень - Омск и местного просёлочного пути Екатеринбург-Курган, 20 сентября 1908 г./ А.И. Текутьев// Сиб. листок. – 1908. – 30 окт. (№ 129). – отд. оттиск.
23. Бенедиктов, Н.И. К вопросу о проведении рельсового пути в районе Ялуторовского, Ишимского и Тюкалинского уездов, Тобольской губернии/ Н.И. Бенедиктов// Труды 
Ялуторовского отдела Императорского Московского Общества сельского хозяйства. – 1903.- Вып. 2. – С.12-21.
24. а/. Проект железнодорожной линии Тюмень-Омск. Вариант с. Богандинское - г. Ялуторовск - с. Усть-Ламенское). Расценочная и техническая ведомость железной дороги. – СПб: Тип. Училища глухонемых, 190… - 11 с.
б/. Колмаков, К.С. Докладная записка Ялуторовского Отдела Московского общества сельского хозяйства. К проекту ж. д. линии Тюмень-Омск. (Вариант Тюмень - Богандинское - Ялуторовск - с. Устьламенское) / К. Колмаков. – Ялуторовск, 190. - 3 с.
25. Материалы по статистико-экономическому описанию районов проектируемых линий. Приложение к отчёту о дополнительных изысканиях железнодорожных линий Екатеринбург-Курган и Тюмень-Омск, произведённых осенью 1908 г. экспедицией Глезера/ сост. Л.К. Чермак. – СПб: Т-во Р.Голике, А. Вильборг, 1909. – X, [1], 127, 159, 21 с.; 1 разв. л.
26. Неопиханов, А.А. Исторический очерк вопроса о сооружении Екатеринбург-Тюмень-Омской железной дороги и Синарско-Шадринского подъездного пути/ А.А. Неопиханов. – Омск: Эл. -тип. «Печатное искусство», 1915. – 28, [1] с.
27. Доходы казённых железных дорог в связи с экономическими явлениями русской жизни последних лет: Записка Министру финансов/ сост. Дементьев. – СПб: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1913. – III, [1], 382 с.; 23 прил.