Печать
Категория: Uncategorised
Просмотров: 939

Н.Л.  Чупиро,
общественный корреспондент
газеты «Тюменская правда»

 

C незапамятных времён человек стремился в небо. Многочисленные легенды рассказывали о неоднократных попытках смельчаков подняться к облакам. Только на рубеже ХХ века было найдено решение этой сложной задачи. 17 декабря 1903 года впервые взлетел аэроплан братьев Райт, и началась эра практической авиации. Через девять лет сотни жителей  Тюмени увидели в небе родного города аэроплан «Блерио», которым управлял победитель перелёта Петербург – Москва А. Васильев. Прибыл этот аппарат в разобранном виде из Екатеринбурга по железной дороге, построенной по проекту чиновника Министерства внутренних дел Богдановича в 1885 году. На следующий год другой летун, С. Уточкин, показал мастерство управления воздушным аппаратом горожанам. Начавшаяся Первая мировая война превратила хрупкие аэропланы в один из эффективных видов оружия.

В 1918 году, после Октябрьской революции, Россия заключила 3 марта Брестский мир с Германией. Война для неё закончилась, началась другая – Гражданская. Принято считать, что детонатором Гражданской войны в России стал так называемый мятеж чехословацкого корпуса. Это воинское соединение было создано во время войны из пленных чехов и словаков, которые согласились воевать на стороне Антанты против Германии.

К началу 1918 года корпус насчитывал 45 000 человек, хорошо вооружённых и обученных. Отдельные полки и батальоны корпуса располагались вдоль всей Транссибирской магистрали. Корпус предполагали перебросить во Францию через Дальний Восток на пароходах. После безуспешных попыток большевиков склонить солдат корпуса на свою сторону, было решено разоружить корпус. Стать безоружными заложниками солдаты не захотели и подняли восстание. 25 - 29 мая 1918 года по всему Транссибу завязались бои. На стороне «белочехов» выступили добровольцы, не желавшие признавать власть большевиков.

В Самаре полковником Генерального штаба В. Каппелем начала формироваться Народная армия, в Томске – Сибирская армия для борьбы с новой властью. Произошло разделение противоборствующих сторон на «белых» и «красных». Уфимская директория, возглавлявшая власть на подконтрольных ей территориях, в ноябре 1918 года предложила адмиралу А.В. Колчаку на период Гражданской войны занять должность Верховного Правителя России.

Полковник В. Каппель, выступивший из Самары во главе народной армии, сумел захватить Казань и вывезти на восток, в Омск, хранившийся в Государственном банке золотой запас Российской империи в количестве более 500 тонн. Так у Колчака появились средства для формирования полноценной армии. Вооружение армия получала от чехов, французской миссии, которая представляла Антанту при штабе Колчака. На золото были приобретены самолёты во Франции, чехословацкий корпус купил в Америке 24 самолёта «Вильсон» и передал Колчаку. Так в белой армии появилась авиация.

Использовалась она в большей степени для разведывательных полётов. Французская миссия, имея в Сибири 17 самолётов «Сопвич», направила их со своими экипажами в помощь белогвардейским войскам, а при убытии на родину передала им самолёты. Подготовка лётчиков проводилась в Курганской лётной школе и чехами в Омске.  До июля 1919 года армия Колчака сумела захватить территорию от Омска до Ижевска. Большевики, осознав опасность со стороны колчаковских войск, выдвинули лозунг: «Все на борьбу с Колчаком». На Восточный фронт были направлены дополнительные войска, в том числе и авиационные отряды.

 Белогвардейские войска под натиском красных стремительно отходили к Тюмени. На сентябрь 1919 года в составе воздушных сил Колчака насчитывалось 45 самолётов. Острой была нехватка запасных частей, горючего, денежных средств, обмундирования. Последний всплеск активности войск Колчака пришёлся на октябрь 1919 года Белогвардейским войскам удалось задержать наступление Красной армии на рубеже реки Тобол. Примерно на две недели фронт стабилизировался. Против красных действовал 10–й колчаковский авиаотряд на трёх самолётах «Сопвич» и трёх «Ньюпор».

На противоположном берегу Тобола базировались 28 и 29 отряды красных. В первых числах октября самолёты белогвардейцев настойчиво пытались уничтожить аэростат красных, находившийся у деревни Зырянка недалеко от Кургана. С него были хорошо видны позиции белых, по которым вёл огонь бронепоезд «Красный Сибиряк». 7 октября несколько самолётов 10 отряда вылетели бомбить место расположения аэростата. Огнём с земли лётчик Волковойнов был ранен, а сброшенные бомбы упали вдалеке от цели.

В сотне километров от Кургана, на аэродроме у станции Вагай возле Ялуторовска, расположились 3 и 14 Сибирские авиаотряды белых. Им противодействовал 10 разведывательный отряд под командованием красвоенлёта Ю.А. Кузнецова. Несколько раз самолёт Кузнецова вылетал на перехват аэропланов белогвардейцев. В одном из воздушных боев Кузнецову удалось повредить самолёт неприятеля. За это он был награждён орденом Красного Знамени.

Тобольское затишье закончилось 14 октября. Войска Красной армии перешли в наступление и 22 октября заняли Тобольск, а 14 ноября 1919 года пала столица «верховного правителя» Омск. Адмирал Колчак под Иркутском был арестован и расстрелян. Боевые действия в Западной Сибири закончились.

Спустя несколько лет, в 1922 году советское правительство заключило договор с немецкой фирмой «Юнкерс» о строительстве в Филях под Москвой  самолётов своей фирмы. Одновременно организация «Добролёт» закупила в Германии несколько десятков самолётов различного назначения. Один из этих самолётов, шестиместный пассажирский «Юнкерс-13», в 1923 году вновь появился в небе Тюмени и Тобольска. Такая огромная территория, как Тобольская губерния, простиравшаяся от Карского моря на севере до границ Средней Азии, должна была иметь транспортное авиационное сообщение. Отечественные самолёты в 20-е годы ещё  только проектировались, поэтому приходилось закупать для народного хозяйства заграничные.

В середине 20-х годов в небе Западной Сибири появился удачный гидросамолёт «Дорнье-Валь». Его использовали для полётов на северных территориях. Он мог взлетать с поверхности рек и озёр, зимой использовать ровные снежные площадки. Выпущенный ОКБ А. Н. Туполева цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1 использовался в гражданской авиации под названием Г-1 в качестве транспортного самолёта до конца 30-х годов.

В ОКБ Поликарпова в 1928 году был сконструирован самолёт-разведчик Р-5, который под названием ПР-5 служил почтовым и связным самолётом. Для первоначального обучения лётчиков в лётных школах и аэроклубах использовали построенный в 1928 году самолёт конструктора Н. Н. Поликарпова У-2 (По-2). Этот самолёт можно было встретить в различных местах СССР. За более чем тридцать лет было изготовлено 40 000 самолётов.

Амфибию Ш-2 авиаконструктора В. Шаврова, которая могла приземляться на грунтовые аэродромы и водную поверхность, в тюменском небе можно было встретить до конца 50-х годов. Особенно широко использовался этот самолёт для доставки геологов в Ханты-Мансийский округ для поиска природных ископаемых.

 Самыми большими самолётами в конце 30-х - начале 50-х годов в небе Западной Сибири были грузопассажирский Ли-2 и самолёт-амфибия ГСТ («Каталина»). Базой для Ли-2 был местный аэропорт Плеханово. Гидросамолёт «Каталина» поставлялся в СССР во время Великой Отечественной войны по ленд-лизу из США. Для гидросамолётов в конце 30-х годов был оборудован гидроаэропорт на озере Андреевском под Тюменью. «Каталина» использовалась в качестве ледового разведчика и патрульного самолёта в Заполярье, а при необходимости применялась в качестве транспортного самолёта  для доставки грузов.

В середине 30-х годов ОКБ Г. М. Бериева выпустило для Красной армии морской ближний разведчик МБР-2, который широко применялся в Сибири, где было мало аэродромов, но имелись многочисленные реки и озёра.

Большую роль в развитии авиации в нашем регионе сыграл Эдуард Мартынович Лухт. С 1938 по 1940 год он был командиром Обского отдельного отряда ГВФ Омской области, в которую с 1935 года входила Тюмень. Им было много сделано для авиационного освоения Крайнего Севера, открыты трассы в Тобольск, Самарово,  Берёзово, Салехард.

Великая Отечественная война в начальный период привела к эвакуации огромного числа предприятий на Урал и в Сибирь. Транссибирская магистраль стала своеобразной «дорогой жизни» для СССР. Предприятия Наркомата авиационной промышленности, находившиеся в Запорожье, Харькове, Москве, Смоленске и других городах западной части страны, экстренно перебазировались на Урал, Омск, Новосибирск, Иркутск. В небе Тюмени все дни войны гудели двигатели бомбардировщиков Ил-4, Ту-2, истребителей Як-9. ЛаГГ-3, транспортных самолётов Ли-2, пролетавших с предприятий на фронт.

 После открытия в 1942 году авиатрассы Аляска – Красноярск их дополнили поставленные по ленд-лизу бомбардировщики А-20 «Бостон», В-25 «Митчелл». Для них недалеко от населённого пункта Когалым в области была подготовлена специальная площадка для дозаправки и технического обслуживания. Небольшие самолёты-истребители Р-39 «Аэрокобра» и Р-40 «Хоук» в Красноярске разбирали, упаковывали в самолётные ящики, и они отправлялись на фронт по Транссибу.

 В 1943 году при уничтожении окружённых под Сталинградом немецких войск было захвачено большое количество исправных самолётов, среди которых находились транспортные «Юнкерс-52». По приказу Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина их передали в гражданскую авиацию. Один из этих самолётов несколько лет исправно трудился в небе Тюменской области. Более тысячи учебных и десантных планёров в годы войны были изготовлены на заводе № 499, который находился в Заводоуковске.

Планёры А-7 и АМ-14 на платформах по железной дороге и с помощью самолётов-буксировщиков по воздуху доставлялись в авиатранспортные полки. Тюменский завод № 241 кроме планёров выпустил осенью 1942 году уникальный летательный аппарат КТ («Крылья танка»), который был испытан в полёте под Москвой.

14 августа 1944 года была образована Тюменская область. Авиация становилась одним из основных видов транспорта наряду с железной дорогой и речным транспортом. С 1948 года приказом министра геологии СССР И. И. Малышева была начата работа по поиску полезных ископаемых на территории области. Амфибии Ш-2 и гидросамолёты По-2 стали широко использоваться для доставки геологов в Ханты-Мансийский округ на Самотлор, реку Конда. В 1947 году авиаконструктор О. К. Антонов разработал самолёт для местных авиалиний Ан-2. Этот «кукурузник» стал старожилом среди самолётов, находясь в эксплуатации более 60 лет. В 1951 году лётчик Н. А. Петров, пролетев более 2 000 км, привёл его из Киева в Тюмень.

Открытие в Тюменской области огромных запасов нефти и газа привело к резкому увеличению использования авиации. С развитием Западно-Сибирского нефтегазового комплекса на Севере возникали новые города, строились магистральные нефтепроводы и газопроводы, где применялись тяжёлые вертолёты Ми-8, Ми-6, Ми-12 и Ми-26.

В 1967 году в Тюмени был построен новый аэропорт «Рощино», который связал нефтегазовую столицу с десятками городов страны.