Печать
Категория: Uncategorised
Просмотров: 1838

Т.Ю. Носкова,
ст. научный сотрудник
Ишимского историко-
художественного музея

 

В истории города с момента основания можно выделить несколько этапов, характеризующих его социальное, экономическое и градостроительное развитие: конец  XVII века - конец XVIII века – догородской период;  с конца XVIII века и до конца XIX века – формирование городского населения Ишима;  конец XIX века – начало XX века – период строительства железной дороги, начало промышленного развития города.

В XIX веке Ишим имел статус крупного центра ярмарочной торговли с большими оборотами и хозяйственными связями. В Ишиме постепенно развивалась промышленность. Развитие производства занимало среднюю позицию в Западной Сибири. Ишим по объёму производства занимал пятое место среди восьми городов Тобольской губернии. По числу лиц, занимавшихся ремесленной деятельностью, был на четвёртом месте среди городов губернии.

В начале XX века в Тобольской губернии остро стал вопрос о дальнейшем развитии промышленности, торговли. Причиной этому было строительство Сибирской дороги от Челябинска через Курган и далее на восток.  Центры Екатеринбург и Тюмень не получили прямого выхода на восток.

Ишимское купечество по примеру купцов города Тюмени неоднократно обращалось через городскую думу к тобольскому губернатору с просьбами о возбуждении ходатайства перед императором и Сенатом о постройке рельсового пути Тюмень – Омск через Ишим. Почин в возбуждении разного рода ходатайств по этому вопросу принадлежит тюменскому городскому голове Андрею Ивановичу Текутьеву. Именно этот человек сумел доказать чиновникам необходимость проведения линии Тюмень – Омск через Ишим.  В проектной записке он пишет: «В Ишимском уезде крестьяне для пастьбы скота сдают в аренду скотопромышленникам по тысяче десятин за пятьдесят рублей, т.е. 5 копеек за десятину, а в урожайные годы цена на хлеб доходит до 20 копеек за пуд, потому что некуда сбыть». В знак благодарности ишимская городская дума на одном из заседаний постановила присвоить А. И. Текутьеву звание почётного гражданина города Ишима.

Были учтены и данные переселенческого комитета о возможности переселения до 150 тыс. человек для освоения края. Решилось бы несколько задач. Во-первых, людям, едущим на житьё в Сибирь, сразу найти себе заработок и образовать состав будущих рабочих, нужных на железной дороге при ремонте, расчистке заносов и т.д. Во-вторых, равномерно заселить районы, которые прилегают к железнодорожной линии.

На 272-й версте новой линии был расположен город Ишим, впоследствии давший название участковой железнодорожной станции. По данным «Пояснительной записки к проекту Тюмень – Омской железной дороги», город Ишим с населением 11 713 человек в начале ХХ века являлся не только центром для уезда с 304 587 человек, но и занимал «…центральное положение среди других городов Тобольской губернии». Ишим относился к городам, имевшим бездефицитный бюджет. В 1913 году городские доходы по расчётной смете должны были составить 63 126 руб. Ишимский район, кроме земледелия, был известен различными продуктами животноводства. Обороты проходившей ежегодно зимней Никольской ярмарки достигали 5 млн. руб. По масштабам Никольская ярмарка занимала первое место не в Тобольской губернии, но и по всей Сибири.  Зимняя ярмарка в Ишиме стояла в ряду таких больших ярмарок как Ирбитская, Нижегородская, Коренная (Курской губернии). После строительства железнодорожной линии Тюмень – Омск ярмарка начала утрачивать своё первоначальное значение. Теперь же «…характер былой меновой торговли совершенно исчез не только на Никольской ярмарке, но и на всех сибирских ярмарках».

  Строившаяся дорога затрагивала поселения, где развивались земледелие и скотоводство, и такая важная отрасль сибирской экономики, как маслоделие. В Ишиме в 1901 году насчитывалось 14 частных маслодельных заводов. На девяти из них перерабатывалось свыше 70 000 пудов молока в год. Ишим славился мукомольным делом и торговлей хлебом, т.к. имелись паровые мельницы.

Работа на строительстве железной дороги была долгой и изнурительной, все операции выполнялись вручную. Подрядчики использовали наёмный труд крестьян – «грабарей» из окрестных сёл и деревень (Лайково, Борков, Большого Острова, Смирновки и других).

Ишим оказался в зоне огромного железнодорожного строительства. Были начаты работы по возведению здания железнодорожного вокзала, складских помещений, корпуса паровозного депо, вагонного сарая. Сооружался один из наиболее внушительных мостов – через реку Ишим. Строил его знаменитый мостостроитель Е. К. Кнорре. Ещё более впечатляющей стала постройка грандиозного виадука через Черемшанский овраг, который располагался в 19 верстах от Ишима в сторону Омска.

Станция Ишим третьего класса была построена одноэтажной, из красного кирпича, крытая железом. На станции был буфет, ледник, почтовая контора, существовали раздельные залы ожидания (для пассажиров 1-2 классов и более массового 3-го). Для рабочих и служащих на ст. Ишим были выстроены казённые кирпичные дом, здание веерного паровозного депо, которое по оценке начальника работ С. А. Беэра было «компактнее и экономичнее». При депо ст. Ишим работал дом отдыха для паровозных и кондукторских бригад пл. 40,15 кв. саж. Для персонала построена баня с целью поддержания санитарно-гигиенических норм.

Ст. Ишим постепенно включалась в железнодорожное сообщение. Весной 1911 года прибыл первый поезд – маленький паровоз с тремя вагонами. В конце 1912 – начале 1913 года строительство железной дороги через город Ишим завершилось.

В 1913 году со ст. Ишим было отправлено 328 поездов, принято - 412, проследовало 304 поезда. Через Ишим началось активное пассажирское движение. Так, за 1913 год было продано 8 000 железнодорожных билетов. Открытие станции способствовало деловым и личным контактам населения города Ишима с другими районами России. Со станции Ишим было отправлено 113 849 телеграмм.

Важной характеристикой деятельности железнодорожной станции является её грузооборот. В 1913 году со ст. Ишим было отправлено 417 825 тыс. пудов груза, прибыло на станцию – свыше 1 млн. пудов груза. В 1914 году грузооборот составлял уже 2 млн. 546 тыс. пудов. На станции Ишим действовал ледник для хранения масла, вмещающий по 10 тыс. пудов груза.  Показатели грузооборота подтверждают развитие коммерческой деятельности станции. В 1913 году в кассу ст. Ишим поступило 84 466 руб. 81 коп. На станции осуществлялась перевозка пассажиров, промышленных и сельскохозяйственных грузов на большие расстояния.

Изменилась и профессиональная структура населения: рабочие-железнодорожники составляли значительную долю – до 2 000 человек. Во время строительства железной дороги вокруг станции Ишим рабочие рыли землянки и семьями селились в них. Так возникли селения Алексеевка и Ново-Серебрянка, где проживало больше 5 тысяч человек. В 1914 году в Ишиме открылось двухклассное железнодорожное училище с общежитием для учащихся.

Управление всеми службами Ишимского железнодорожного узла осуществлялось из города Омска. Начальником шестого участка службы пути ст. Ишим стал коллежский секретарь Н. П. Калугин, начальником линейной станции Ишим – сын чиновника В. Д. Брант.

Станция Ишим в первые десятилетия ХХ века являлась предприятием с элементами индустриальной организации производства. В период строительства новой железнодорожной линии город Ишим представлял собой важный административный, торговый, уездный, центр юга Тобольской губернии.

 

Литература:

  1. 1. Железная дорога Екатеринбург – Тюмень. Очерки истории Тюменского отделения дороги. Автор – составитель Коптелов В.Т. – Тюмень, 2000.
  2. Ишим далёкий и близкий: Научно- популярные очерки. / Под ред. Т.П. Савченковой и др. Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 1997. С. 152-158.
  3. Ишим – город исторический. Учебное пособие для уч-ся. / под ред. М.А. Бровко, В.Г. Истомина. - Ишим, 2000. С.85-89.
  4. Ишим и Приишимье: страницы истории: коллективная монография. / Гл. ред. С.П. Шилов, отв. ред. И.В. Курышев. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013.