Печать
Категория: Uncategorised
Просмотров: 5266

Д. А. Васильев,
студент  филиала ТГНГУ
 в г. Заводоуковске

 

Не одно государство не может существовать без истории. Война для любой страны - это необъяснимое бедствие, выпавшее на долю народа. Заводоуковск не стал  исключением из многих городов, деревень и сел Советского Союза, на долю которых  выпала плачевная участь войны. В  годы Великой Отечественной войны более 12 тысяч заводоуковцев  были призваны в  действующую армию.

Не было на фронтах Великой Отечественной ни одной масштабной операции, ни одного крупного сражения, где бы не отличились наши земляки. Они ни о чём  ином  не думали, как только о том, чтобы поскорей это война окончилась, и чтобы победа была за нами!

Основная часть выпускников предвоенных  лет погибла на фронте Великой Отечественной, защитив ценою собственной жизни свободу нашей Родины.

С  войны не вернулись 5071 человек:

-2 895 жителей Заводоуковского района погибли на войне,

-1 906 пропали без вести,

-256 умерли от ран и болезней,

-14 погибли в плену.

Но не только армия получила большой вклад  от заводоуковцев, оставшиеся жители города работали в  тылу на благо фронта. Заводоуковск  дал приют  многим тысячам эвакуированных. Ни мирное население, ни военнослужащие не сдавались врагу и внесли свой посильный и непосильный вклад  в  победу над  фашизмом.

22 июня 1941 года кардинально изменилась жизнь советских людей. В  течение нескольких дней после нападения фашистов на Советский Союз было принято несколько военных постановлений партии и правительства о перестройке экономики страны на военный лад.

Если 18 июня на заседании Заводоуковского сельского Совета рассматривались обычные текущие вопросы, связанные с  итогами сева, окончанием учебного года и строительства моста через Ук, то с  началом военных  действий на западных  границах  страны, стали решаться советом уже другие вопросы. Так  20  июля 1941 года правление сельского совета обсуждало:

1)            Создание тылового ополчения и всеобщее обучение противовоздушной обороне;

2)            Ход  сенокоса и сдача госпоставки сена;

3)            Состояние животноводства.

Во время заседания 20  января 1941 года собравшиеся внимательно слушали выступление Варвары Смолевой по вопросу о сборе пожертвований для Красной армий.

Коллектив  Заводоуковской железнодорожной станций объявил  о готовности обеспечивать полностью и в  срок  все необходимые перевозки для нужд  Красной армии. Железнодорожники и члены их  семей стали считать себя мобилизованными, так как были уверены, что победа решается не только на фронте, но и в  тылу.

Предметом гордости заводоуковцев  была многоэтажная паровая мельница династии Колмаковых. Известный русский путешественник В. П. Семёнов - Тянь-Шанский приводит характеристику этого уникального сооружения: «Около завода Уковского расположился большой фабричный посёлок - заимка братьев Колмаковых, где расположена огромная крупчатая вальцовая мукомольная мельница товарищества братьев Колмаковых; общий годовой оборот её простирается до 750 тысяч рублей. Здание мельницы деревянное, шестиэтажное. Фабрика работает паровой машиной с турбинами; на ней устроены шелковые металлические сита, служащие для просева разных сортов крупчатки, самосейки с шелковыми ситами, разные мешательные аппараты, куколе отборные и щеточные машины, ветровой шкаф для отделения самых мелких отсевов, самотряски и самотаски и другие новейшие технические приспособления». По тем  временам  мельница была крупным механизированным  предприятием. В  1941-1945 годах она исправно служила в качестве энергетического центра эвакуированному авиазаводу.

В  годы Великой Отечественной войны в  Заводоуковск  было эвакуировано ОКБ Воронежского авиационного завода (КБ А. С. Москалева), работавшее здесь над  проектом  первого советского реактивного истребителя БИ-1. ОКБ-31 Воронежского авиационного завода, возглавляемое авиаконструктором  Александром  Москалевым  было эвакуировано в  Заводоуковск  в  1941 году. На созданном  в  кратчайшие сроки авиазаводе был наложен  выпуск  планеров  и многие другие виды военной авиатехники. Наиболее значимым  достижение КБ Москалева в  заводоуковской эвакуации стала постройка истребителя БИ-1. Испытание самолёта проводились в  свердловском  аэропорту Кольцово. В  1945 году конструкторское бюро было переведено из Заводоуковска в  Ленинград.

Но это не одно предприятие, вложившее вклад в победу над  фашистами. Одним  из крупнейших  предприятий во время войны являлся Заводоуковский мехлеспункт. 11  июня 1941 года шофёр  предприятия Фатеев  выступил  с пердложением: «Отдавая на фронт обороны Родины свой однодневный заработок, мы ещё больше укрепим страну и могущество Красной армии». В  результате было перечислено на нужды армии  1 070 рублей.

Заводоуковцы внесли значительный вклад  в  приближение победы. В  посёлке работали артели по производству необходимых фронту изделий, в  госпитале лечили больных  солдат, в  школах  проходили обучение эвакуированные подростки. Так  в  Заводоуковск  была эвакуирована юная поэтесса Юлия Друнина. Здесь похоронен  ее отец, из Заводоуковска же она отправилась на фронт:

В  годы войны в Заводоуковском  районе были размешены более двух тысяч детей блокадного Ленинграда и работали эвакуационные госпиталя.

После войны продолжилось развитие промышленности и строительство новых районов. 1960 году Заводоуковск приобретает  статус города, через пять лет и районного центра. В  данный момент население города Заводоуковска составляет почти 30 тысяч человек. Здесь развита аграрная и пищевая промышленность. Даже за пределами Тюменской области знают о продукции Заводоуковского машиностроительного завода.

____________________________________________________

 

Литература

Ермачкова Е. П. «Летопись земли Заводоуковской». г. Заводоуковск, 2006. 439с.

Научный архив Заводоуковского краеведческого музея №03. «Экскурсия по городу Заводоуковску». 1997

Захаров С. П. «Заводоуковск» (Исторический справочник-путеводитель).

«Хлебный. Целебный. Лесной» М. Калина, 28-29с. 2004.

Опрос жителей Заводоуковска.

Опрос участников Великой Отечественной войны.

Архив «Ялуторовского музейного комплекса»,  историко-материальный отдел музея.