О. Н. Самсонова,
старший научный сотрудник
МАУК «Ишимский
историко-художественный музей»
Сотрудники Ишимского историко-художественного музея уже в течение пяти лет работают по экскурсионному маршруту «Первым делом самолёты». За это время проведены сотни экскурсий и тысячи экскурсантов прониклись любовью к ишимскому небу. Маршрут разработан С. В. Завьяловой и О. Н. Самсоновой на основе одноимённого выставочного проекта 2005 года, повествующего об истории авиации, самолётного и парашютного спорта в Ишиме.
В нашем городе профессии, сопряжённые с авиацией, впервые появились в годы Великой Отечественной войны. Тогда в Ишиме появился первый (учебный) самолёт. Случилось это в августе 1941 года, когда в Ишим была эвакуирована Ленинградская авиашкола.
Школа была создана в 1910 году в С.-Петербурге, реорганизована в 1918 году в училище, которое готовило механиков по вооружению, инструкторов, техников-эксплуатационников и техников по вооружению, воздушных стрелков.
В Ишиме подготовка техников временно прекратилась, велось обучение механиков и стрелков, училище стало школой. Разместилось на территории военного городка, где стоял стрелковый полк. Для занятий использовались складские помещения, Троицкая церковь, торговое здание на Базарной площади, конюшня и др.
Курсантов июльского набора предстояло подготовить механиками по вооружению отдельно для бомбардировочной и истребительной авиации и выпустить в ноябре - декабре 1941 года. Занятия, большей частью практика, продолжались по 12 (иногда 18) часов в день. Учебная программа сокращалась. Обучались в школе, в основном, девушки. Курсантам нужно было быстро и хорошо изучить материальную часть самолёта: разобрать, смазать, собрать пушки, пулемёты, винтовки, уметь обращаться с противогазом. Учились подвешивать в люки самолёта бомбы весом 100, 50, 29 кг, устанавливать реактивные снаряды. Каждый день по несколько раз проходила строевая подготовка. Как пишет исследователь В. Н. Меньшиков: «в основе курса – изучение совершенно новых видов оружия для самолетов последних конструкций». Однако выпускники школы, фронтовики, вспоминали, что в Ишиме их учили обслуживанию боевых самолётов У-2, а на фронте обслуживать приходилось Ил-2, прозванный фашистами «летающий танк»: на борту 8 реактивных снарядов, 600 кг. различных бомб, 2 пушки и 2 пулемёта. Для вооружения самолётов приходилось носить на плечах тяжелые снаряды через весь аэродром. От подготовки самолётов к вылетам зависел результат воздушного боя. Когда самолёты возвращались с боевых заданий, их маскировали, ремонтировали взлётные полосы и блиндажи, пробоины в машине (бывало 25 - 30).
В ноябре - декабре 1941 года Ленинградская авиашкола подготовила 2 236 механиков по вооружению. В январе 1942 года открыли второе отделение для подготовки инструкторов-преподавателей для пополнения собственных кадров, в феврале в число преподавателей влились инженеры – выпускники гражданских вузов. В апреле того же года получено задание подготовить 500 стрелков авиавооружения из девушек, мобилизованных через Ишимский горрайвоенкомат.
В октябре Ленинградская авиашкола получила предписание в связи с наступлением на Сталинградском фронте за 23 дня подготовить из курсантов-механиков 200 воздушных стрелков для самолётов Ил-2, затем за 45 дней – ещё несколько сотен стрелков. Преподаватели и инструкторы проделали огромную работу по улучшению методики обучения. Оценки «отлично» и «хорошо» в ноябре 1942 года составляли 99 %.
29 апреля 1943 года командование школы получило телеграмму: «Передайте личному составу, собравшему в фонд обороны Союза ССР 1 237 859 руб. и 45 299 руб. на строительство танковой колонны, мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин». Перелом в войне и увеличение военной мощи воздушного флота вызвали потребность в специалистах более высокого класса. Наряду с механиками начинается подготовка техников по авиавооружению, и Ленинградская авиашкола снова становится 2-м Ленинградским авиационно-техническим училищем. В 1943 - 1944 годах сделан последний ишимский выпуск специалистов (офицерский) – роты техников-лейтенантов. После чего училище было переведено в город Ригу в старинную крепость «Цитадель-7».
В Ишиме история авиации на этом не заканчивается. В 1959 году при Ишимском педагогическом институте был создан планёрный техническо-спортивный клуб в первичной организации ДОСААФ (председатель П. Потёмкин) при поддержке ректора В. Клейменова. Руководил спортклубом лётчик Е. Язынин. В 1966 - 1968 годах в Ишиме проводились областные сборы планеристов и соревнования при участии лётчиков Тюменских авиационно-спортивных клубов. В 1968 году клуб закрыли, а через 12 лет по инициативе председателя городского комитета ДОСААФ Д. Тюкавина и первого секретаря горкома ВЛКСМ А. Мамаева на базе аэропорта гражданской авиации открыт штатный авиационно-спортивный клуб (АСК) I разряда.
Постановление бюро Президиума ЦК ДОСААФ подписано трижды Героем СССР, председателем ЦК ДОСААФ СССР Александром Ивановичем Покрышкиным. Александр Иванович поощрял такие клубы, знал, что в них ребята приобретают первые навыки воина-защитника, проникаются патриотизмом. Он сам начинал свой путь с такого клуба, организованного в его годы Осавиахимом.
К июлю 1981 году в Ишимском АСК была создана команда спортсменов. Курсанты совершили прыжок с 800-метровой высоты. В 1982 году АСК получил 3 самолета Як-52. В 1983 году провели зональные соревнования по самолётному спорту аэроклубов Урала и сербских регионов. Абсолютным чемпионом стал лётчик-инструктор из Ишима В. Белявский, выполнивший норматив мастера спорта СССР. Команда Ишима заняла II место, в 1985 году – III место среди 143-х авиаорганизаций СССР.
Практику на базе АСК с 1987 года проходили курсанты Барнаульской спецшколы, а учащиеся школ – лётную подготовку для поступления в военные училища ВВС. В 1989 году ишимская команда стала абсолютным чемпионом зоны Сибири, участником финала первенства РСФСР по парашютному спорту.
Первые в Ишиме мастера самолётного спорта СССР - А. Мякишев (1986), И. Гусева (1987), Н. Иванов (1988), Г. Рогачёв, С. Жуков (1989), М. Смолина (1991). Первые в городе мастера спорта СССР по классическому парашютизму - К. Смыслов и А. Гультяев (1983), участники затяжного прыжка из 86 человек, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса (1986). В 1991 году начальником клуба назначен А. Мякишев.
Александр Леонидович Мякишев – мастер спорта по самолётному спорту, член сборной России по высшему пилотажу. На его счету 4 800 часов полёта (на 2010 год) – это пять с половиной лет непрерывного полёта в воздухе. В 2000 – 2003 году он – абсолютный чемпион России по самолётному спорту. В 2010 году на Чемпионате мира по высшему пилотажу в Литве в городе Роюнай на самолётах Як-52 в составе сборной России и в личном зачёте стал абсолютным чемпионом мира.
С 1993 году Ишимский АСК – центр развития купольной парашютной акробатики. Спортсмены в составе российской команды парашютистов – призёры и чемпионы различных соревнований. Ю. Богданову и его сыновьям – Виктору и Сергею – присвоено звание мастеров спорта международного класса. На базе клуба в 1998, 2002, 2004 годах проведены Икариады на приз губернатора Тюменской области. Подготовлено более 10 тыс. спортсменов-парашютистов, из них: 3 чемпиона мира, 27 мастеров спорта, 4 мастера спорта международного класса, 9 мастеров самолётного спорта; более 200 курсантов подготовлены к самостоятельным полетам на Як-52.
Заслуги клуба за 25 лет его существования так велики, что музей не мог не отметить это событие. Научный сотрудник Г. Д. Мастерских работала с сотрудниками и курсантами клуба, с теми, кто начинал в 50-е годы с планёрного спорта – так родилась выставка. Из почти 300 предметов музейного значения, представленных в экспозиции, половина была принята на временное хранение. Выставка имела успех, особенно среди мальчишек.
На рубеже XX – XXI вв. наступили непростые времена для Ишимского АСК. Самолётный и парашютный – дорогостоящие виды спорта. Клубу нужны были свежие силы, интерес общества, поддержка любого рода, и Ишимский историко-художественный музей во главе с директором Г. Е. Лукошиной поддержал клуб доступным ему способом – организовал экскурсионный маршрут «Первым делом самолёты». Автором проекта и его первым экскурсоводом стала научный сотрудник С. В. Завьялова.
Начинается маршрут от здания музея и следует до авиаспортклуба. Во время следования экскурсовод рассказывает об истории авиации в мире, России и Ишиме. Затем ребята посещают тренировочные залы курсантов, смотрят захватывающее видео купольной акробатики, узнают об устройстве и видах парашютов, раскрывают парашют, чтобы узнать его размеры. Восторгу ребят нет предела после того, как они своими руками потрогают мягкий шёлк спортивного «крыла». Дальше экскурсия продолжается по аэродрому к спортивным самолётам. По клубу экскурсию проводят профессиональные спортсмены-инструкторы. Этот маршрут – совместный проект музея и клуба.
Поскольку маршрут с самого начала его работы стал наиболее востребованным и пользуется спросом до настоящего времени, мы представляли его на конкурсе в Екатеринбурге «Музей года. Евразия - 2008». Комиссия высоко оценила нашу работу и присудила Ишимскому историко-художественному музею диплом II степени в номинации «Музейный маршрут года».
__________________________________________
При подготовке использованы материалы Г.Д. Мастерских, В.Н. Меньшикова из «Ишимской энциклопедии», 2010 г.