Печать
Категория: Uncategorised
Просмотров: 1574

О. Н. Самсонова,
 старший научный сотрудник
МАУК «Ишимский
историко-художественный музей»

 

Сотрудники Ишимского историко-художественного музея уже в  течение пяти лет работают  по экскурсионному маршруту «Первым делом самолёты». За это время проведены сотни экскурсий и тысячи экскурсантов  прониклись любовью к  ишимскому небу. Маршрут  разработан  С. В. Завьяловой и О. Н. Самсоновой на основе одноимённого выставочного проекта 2005 года, повествующего об истории авиации, самолётного и парашютного спорта в  Ишиме.

В  нашем  городе профессии, сопряжённые с авиацией, впервые появились в  годы Великой Отечественной войны. Тогда в  Ишиме появился первый (учебный) самолёт. Случилось это в  августе 1941 года, когда в  Ишим была эвакуирована Ленинградская авиашкола.

Школа была создана в  1910 году в  С.-Петербурге, реорганизована в  1918 году в  училище, которое готовило механиков  по вооружению, инструкторов, техников-эксплуатационников  и техников  по вооружению, воздушных  стрелков.

   В  Ишиме подготовка техников  временно прекратилась, велось обучение механиков  и стрелков, училище стало школой. Разместилось на территории военного городка, где стоял  стрелковый полк. Для занятий использовались складские помещения, Троицкая церковь, торговое здание на Базарной площади, конюшня и др.

Курсантов  июльского набора предстояло подготовить механиками по вооружению отдельно для бомбардировочной и истребительной авиации и выпустить в  ноябре - декабре 1941 года. Занятия, большей частью практика, продолжались по 12 (иногда 18) часов в  день. Учебная программа сокращалась. Обучались в  школе, в  основном, девушки. Курсантам нужно было быстро и хорошо изучить материальную часть самолёта: разобрать, смазать, собрать пушки, пулемёты, винтовки, уметь обращаться с  противогазом. Учились подвешивать в  люки самолёта бомбы весом  100, 50, 29 кг, устанавливать реактивные снаряды. Каждый день по несколько раз проходила строевая подготовка. Как  пишет  исследователь В. Н. Меньшиков: «в  основе курса – изучение совершенно новых  видов  оружия для самолетов  последних  конструкций». Однако выпускники школы, фронтовики, вспоминали, что в  Ишиме их  учили обслуживанию боевых  самолётов  У-2, а на фронте обслуживать приходилось Ил-2, прозванный фашистами «летающий танк»: на борту 8 реактивных  снарядов, 600 кг. различных  бомб, 2  пушки и 2  пулемёта. Для вооружения самолётов  приходилось носить на плечах  тяжелые снаряды через весь аэродром. От подготовки самолётов  к  вылетам  зависел  результат  воздушного боя. Когда самолёты возвращались с  боевых  заданий, их  маскировали, ремонтировали взлётные полосы и блиндажи, пробоины в  машине (бывало 25 - 30).

В  ноябре - декабре 1941 года Ленинградская  авиашкола  подготовила 2 236 механиков  по вооружению. В  январе 1942 года открыли второе отделение для подготовки инструкторов-преподавателей для пополнения собственных  кадров, в  феврале в  число преподавателей влились инженеры – выпускники гражданских  вузов. В  апреле того же года получено задание подготовить 500 стрелков  авиавооружения из девушек, мобилизованных  через Ишимский горрайвоенкомат.

В  октябре Ленинградская авиашкола получила предписание в  связи с  наступлением  на Сталинградском  фронте за 23 дня подготовить из курсантов-механиков  200 воздушных  стрелков  для самолётов  Ил-2, затем  за 45 дней – ещё несколько сотен  стрелков. Преподаватели и инструкторы проделали огромную работу по улучшению методики обучения. Оценки «отлично» и «хорошо» в ноябре 1942 года составляли  99 %.

29 апреля 1943 года командование школы получило телеграмму: «Передайте личному составу, собравшему в  фонд  обороны Союза ССР 1 237 859 руб. и 45 299 руб. на строительство танковой колонны, мой привет  и благодарность Красной Армии. И. Сталин». Перелом  в  войне и увеличение военной мощи воздушного флота вызвали потребность в  специалистах  более высокого класса. Наряду с  механиками начинается подготовка техников  по авиавооружению, и Ленинградская авиашкола снова становится 2-м Ленинградским  авиационно-техническим училищем. В  1943 - 1944 годах сделан  последний ишимский выпуск  специалистов (офицерский) – роты техников-лейтенантов. После чего училище было переведено в  город Ригу в  старинную крепость «Цитадель-7».

 В  Ишиме история авиации на этом  не заканчивается. В  1959 году при Ишимском  педагогическом  институте был создан  планёрный техническо-спортивный клуб  в  первичной организации ДОСААФ (председатель П. Потёмкин) при поддержке ректора В. Клейменова. Руководил  спортклубом лётчик Е. Язынин. В 1966 - 1968 годах в  Ишиме проводились областные сборы планеристов  и соревнования при участии лётчиков  Тюменских  авиационно-спортивных  клубов. В  1968 году клуб  закрыли, а через 12 лет  по инициативе председателя городского комитета ДОСААФ Д. Тюкавина и первого секретаря горкома ВЛКСМ А. Мамаева на базе аэропорта гражданской авиации открыт  штатный авиационно-спортивный клуб (АСК) I разряда.

Постановление бюро Президиума ЦК ДОСААФ подписано трижды Героем СССР, председателем ЦК ДОСААФ СССР Александром Ивановичем Покрышкиным. Александр Иванович поощрял такие клубы, знал, что в них ребята приобретают первые навыки воина-защитника, проникаются патриотизмом. Он сам начинал свой путь с такого клуба, организованного в его годы Осавиахимом.

К  июлю 1981 году в  Ишимском АСК была создана команда спортсменов. Курсанты совершили прыжок  с  800-метровой высоты. В  1982 году АСК получил 3 самолета Як-52. В  1983 году провели зональные соревнования по самолётному спорту аэроклубов  Урала и сербских  регионов. Абсолютным  чемпионом  стал  лётчик-инструктор  из Ишима В. Белявский, выполнивший норматив  мастера спорта СССР. Команда Ишима заняла II место, в  1985 году – III место среди 143-х авиаорганизаций СССР.

Практику на базе АСК с  1987 года проходили курсанты Барнаульской спецшколы, а учащиеся школ – лётную подготовку для поступления в  военные училища ВВС. В  1989 году ишимская команда стала абсолютным  чемпионом  зоны Сибири, участником  финала первенства РСФСР по парашютному спорту.

Первые в  Ишиме мастера самолётного спорта СССР - А. Мякишев (1986), И. Гусева (1987), Н. Иванов (1988), Г. Рогачёв, С. Жуков (1989), М. Смолина (1991). Первые в  городе мастера спорта СССР по классическому парашютизму - К. Смыслов  и А. Гультяев (1983), участники затяжного прыжка из 86 человек, занесенного в  Книгу рекордов Гиннесса (1986). В  1991 году начальником клуба назначен А. Мякишев.

Александр  Леонидович Мякишев – мастер  спорта по самолётному спорту, член  сборной России по высшему пилотажу. На его счету 4 800 часов полёта (на 2010 год) – это пять с  половиной лет непрерывного полёта в  воздухе. В  2000 – 2003 году он – абсолютный чемпион России по самолётному спорту. В 2010 году на Чемпионате мира по высшему пилотажу в  Литве в  городе Роюнай на самолётах  Як-52 в  составе сборной России и в  личном  зачёте стал  абсолютным  чемпионом  мира.

С  1993 году Ишимский АСК – центр  развития купольной парашютной акробатики. Спортсмены в  составе российской команды парашютистов – призёры и чемпионы различных  соревнований. Ю. Богданову и его сыновьям – Виктору и Сергею – присвоено звание мастеров  спорта международного класса. На базе клуба в  1998, 2002, 2004 годах проведены Икариады на приз губернатора Тюменской области. Подготовлено более 10 тыс. спортсменов-парашютистов, из них: 3 чемпиона мира, 27 мастеров спорта, 4 мастера спорта международного класса, 9 мастеров самолётного спорта; более 200 курсантов  подготовлены к  самостоятельным  полетам  на Як-52.

Заслуги клуба за 25 лет его существования так  велики, что музей не мог  не отметить это событие. Научный сотрудник  Г. Д. Мастерских  работала с  сотрудниками и курсантами клуба, с  теми, кто начинал  в  50-е годы с  планёрного спорта – так  родилась выставка. Из почти 300 предметов  музейного значения, представленных  в  экспозиции, половина была принята на временное хранение. Выставка имела успех, особенно среди мальчишек.

На рубеже XX – XXI вв. наступили непростые времена для Ишимского АСК. Самолётный и парашютный – дорогостоящие виды спорта. Клубу нужны были свежие силы, интерес  общества, поддержка любого рода, и Ишимский историко-художественный музей во главе с  директором Г. Е. Лукошиной поддержал  клуб  доступным  ему способом – организовал  экскурсионный маршрут «Первым делом  самолёты». Автором  проекта и его первым  экскурсоводом  стала научный сотрудник С. В. Завьялова.

Начинается маршрут  от здания музея и следует  до авиаспортклуба. Во время следования экскурсовод  рассказывает  об истории авиации в  мире, России и Ишиме. Затем  ребята посещают  тренировочные залы курсантов, смотрят  захватывающее видео купольной акробатики, узнают  об устройстве и видах  парашютов, раскрывают  парашют, чтобы узнать его размеры. Восторгу ребят  нет  предела после того, как  они своими руками потрогают  мягкий шёлк  спортивного «крыла». Дальше экскурсия продолжается по аэродрому к  спортивным самолётам. По клубу экскурсию проводят  профессиональные спортсмены-инструкторы. Этот маршрут – совместный проект  музея и клуба.

Поскольку маршрут  с  самого начала его работы стал наиболее востребованным  и пользуется спросом  до настоящего времени, мы представляли его на конкурсе в  Екатеринбурге «Музей года. Евразия - 2008». Комиссия высоко оценила нашу работу и присудила Ишимскому историко-художественному музею диплом  II степени в  номинации «Музейный маршрут  года».

__________________________________________

 

При подготовке использованы материалы Г.Д. Мастерских, В.Н. Меньшикова из «Ишимской энциклопедии», 2010 г.