Печать
Категория: Uncategorised
Просмотров: 1726

Л. И. Кривицкая,
краевед, внучка Е. Н. Дружининой,
г. Заводоуковск

 

Моя бабушка Екатерина Николаевна Дружинина создавала первую среднюю школу в  пос. Заводоуковский, а затем  долгие годы была её бессменным  директором  и учителем  истории. Работал  учителем  химии и мой дедушка, Константин Михайлович Дружинин, которого я, к  сожалению, в  живых  не застала, но мне много о нём  рассказывали. Сама я педагогом  не стала, но выросла окружённая особой атмосферой, и это наложило отпечаток  на всю мою жизнь.

Когда-то осевшие в  Сибири декабристы открывали школы для местных  ребятишек, обучая их  всему, что знали и умели сами. Потом юные дворянки, едва окончив  гимназию, ехали в  глухие деревни, чтобы сеять там  семена разума. После революции их  примеру последовали выходцы из небогатых  семей, получившие при новой власти возможность учиться и стремящиеся применить полученные знания на деле. Именно так  в  1926 году попали из Костромской губернии на сибирскую землю мои бабушка и дедушка, и она стала для них  вторым  домом. Отец бабушки, мой прадед, служил лесником  - объездчиком, его жена, моя прабабушка, была портнихой. В  семье росло шестеро детей, жили очень скромно, но дружно. Дедушка, рано лишившись родителей, вообще воспитывался в  приюте. Оба они окончили Костромское училище: бабушка - педагогическое отделение, дедушка - агрономическое. Там  познакомились, а затем  поженились.

Моя жизнь сложилась так, что уехав  после окончания школы в  Омск  и прожив  там более 30 лет, я снова вернулась в  родной Заводоуковск. Похоронив  всех  своих  родных, я стала разбирать семейный архив  и буквально погрузилась в  мир, знакомый мне с  детства.

Бабушка часто брала меня с  собой в  школу, у нас  постоянно бывали учителя, а семья Темпель были нашими добрыми соседями. Когда бабушка вышла на пенсию и оставила работу в  школе, она посвятила себя внукам, но продолжала при этом  заниматься общественной деятельностью. Дверь в  нашем  доме практически не закрывалась: люди шли за советом  и помощью, собирались бывшие выпускники, а письма и открытки приходили пачками.

Я застала многих  педагогов  того поколения, у некоторых  из них  мне довелось учиться. И сейчас, глядя на всё уже с  высоты прожитых  лет, я не перестаю удивляться тому, что в  детстве мне казалось само собой разумеющимся, и что можно назвать забытым словом - подвижничество. Это были люди, одержимые своей профессией, отдающие любимому делу все свои душевные силы, иногда даже в  ущерб собственной семье. Хотя, наверное, такое отношение родителей к  работе и жизни воспитывает  детей лучше, чем постоянная мелочная опека. Они фактически жили в  школе, после уроков  вели различные кружки, ставили пьесы и концерты, готовили для них  костюмы, организовывали спортивные соревнования и школьные вечера, вели агитаторскую работу, участвовали вместе с  учениками в  уборочных кампаниях. Об этом  много написано в  книге «Памяти живые голоса», изданной в  Заводоуковске.

Не везде тогда были клубы, библиотеки, и зачастую сельская школа являлась единственным культурным  центром. Дети, росшие в  бедности, тянулись к  знаниям  и, как  говориться, выходили в  люди, добиваясь успехов  в  разных  сферах  деятельности. Многие сами становились педагогами, принимая эстафету у своих  учителей. И что разительно: какая-то деревянная школа с  печным  отоплением, работающая иногда в  три смены, находящаяся в  сибирской глубинке, давала такие знания, что её выпускники с  первого раза поступали в  любые вузы, в  том  числе и в  столичные. О Заводоуковской средней школе знали даже в  Москве и Ленинграде.

Сами учителя как  истинные представители сельской интеллигенции отличались большой скромностью и не афишировали свои заслуги. Но мы, их  ученики и потомки, не имеем  права о них  забывать. Недавно меня неприятно поразил один  факт, о котором  рассказала знакомая, бывший педагог. Хоронили Михаила Ивановича Париса, старейшего учителя музыки и пения, когда-то хорошо известного в  городе. От школы, где он  проработал  много лет, на похоронах  присутствовало несколько учеников. Так  вот  мало того, что они вообще не знали, кто он  такой, ещё выразили недовольство, что их  послали хоронить «какого-то старика». Дальше, по-моему, ехать некуда...

Назову навскидку ещё ряд  фамилий, причём не только отдельных  педагогов, но и целых  учительских  семей и династий: Пестовы, Трофимовы, Кравчуки, Клеер, Старых, Колов, Веселовский, Дубровин, Кубышев, Леш, Власова, Казанкина, Мельникова, Хоба, Лакиза. Да разве всех  перечислишь! Память моей бабушки увековечена, её именем  названа улица, в  средней школе  № 1 создан музей. Но имена многих  других, так  же отдавших  школе всю жизнь и выучивших  не одно поколение заводоуковцев, некоторые из которых  и ныне здравствуют, незаслуженно забыты и ничего не говорят  даже нынешним работникам  образования среднего возраста, не говоря уже о более молодых  учителях  и учениках. А ведь когда-то они были у всех на слуху. Столкнувшись с  таким явлением  и при этом владея некоторой информацией, я вдруг  поняла, что не могу покинуть этот  бренный мир, унеся всю информацию с  собой. Это и подтолкнуло меня внести посильную лепту в  местное краеведение и поделиться тем, что помню, используя сохранившиеся у меня документы, фотографии, предметы быта и памятные вещицы.

Я восхищена работой нашего краеведческого музея, который не только бережно собирает  и хранит всё, связанное с  историей нашей малой родины, но и активно доносит это до населения, в  том числе и до молодёжи. И должно быть стыдно администрации нашего округа, что по сей день не нашлось для музея более нового и просторного помещения!

Кроме того, считаю, что в  каждой школе, имеющей свою историю, должна быть хотя бы галерея портретов с  именами и краткими биографиями тех, кто стоял  у её истоков, а ещё лучше - школьный музей, чтобы сохранялись её традиции. Ведь происходит  страшная вещь - прерывается связь поколений, как  на уровне семьи, так  и на уровне общества в  целом. Современные дети растут иванами, не помнящими родства, и допустить этого нельзя.

Моя бабушка, как  и многие её коллеги, прожила долгую, интересную, иногда сложную, но всё-таки счастливую жизнь. Она была востребована, её труд  был не только по-достоинству оценён  государством: её любили и уважали ученики, а это для учителя - самое главное. Сил  было вложено немало, но и отдача была соответствующая - всеобщий почёт  и уважение. Теперешним  педагогам  приходится работать совсем  в  других  условиях. В  наше нелёгкое время, когда человек труда, и учитель в  частности, перестал  чувствовать себя морально и социально защищённым. Жизнь радикально изменилась, нравится нам  это или нет. И тем  важнее не растерять тот  дух, который возвышает  человека над  обыденностью, делает  его лучше и чище, помогает  пережить даже лихую годину и при этом  остаётся человеком  с  большой буквы.

Сейчас  стало модно ругать советское время. Конечно, куда удобнее современный пофигизм, когда все чем-то недовольны, но никто и пальцем  не шевельнёт, чтобы попытаться что-то сделать или изменить. А ведь в  наших  силах  остановить деградацию моральных  устоев, пробить броню равнодушия и цинизма. И пример  старых  педагогов, светлая память о них  должны помочь в  этом. Если в  каждой семье будут рассказывать детям, внукам  и правнукам  об их  предках, рассматривать вместе старые альбомы с  фотографиями и хранить семейные реликвии не в  пыльных  чуланах, а на самом  почётном  месте, если такой подход  к  воспитанию поддержат  и школа, и общество, то, может  быть, наша жизнь станет  немного лучше.

В  заключение позволю себе опубликовать стихотворение, написанное мной для встречи выпускников:

Нам этой тропинки весёлой
Знакомы любые изгибы,
Пришли мы сказать тебе, школа,
Спасибо!   Спасибо!  Спасибо!

Ты всякого помнишь немало:
Хватало и слёз, и улыбок,
Но нас ты любых принимала
Спасибо!   Спасибо!  Спасибо!