Горожанин Владимир Третьяков каждый год 9 Мая выходит к Вечному огню с портретом отца, ветерана Великой Отечественной Григория Васильевича
Впервые прийти на праздник Победы с фотографией отца Владимир Третьяков решил в 2009 году, когда никакого «Бессмертного полка» ещё и в проекте не было.
– Отец родом из деревни Пашково, что была недалеко от села Колесниково, – рассказывает Владимир Григорьевич. – Но в начале 1930-х наша семья переехала в Армизонский район. Там в 15 лет, ещё перед войной, папа пошёл работать в совхоз. А 11 мая 1943 года семнадцатилетним был призван в армию.
Служил Г. Третьяков наводчиком, а потом командиром орудия в 25-й отдельной истребительно-противотанковой бригаде. Такие части считались подвижным оперативным резервом армии и бросались на опасные направления. Вместе со своей частью Григорий Васильевич воевал на 1-м Прибалтийском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах.
– О войне отец рассказывал неохотно, – говорит Владимир Григорьевич. – Долгое время я с братьями и сёстрами его боевой путь по наградам изучал. Медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За отвагу», орден Отечественной войны…
Только недавно, когда архивы стали выкладывать в свободный доступ документы о ветеранах, Владимир Третьяков узнал чуть больше о том, как воевал его отец. К примеру, медаль «За отвагу» Григорий Васильевич получил за то, что в январе 1945 года при в уличных боях за город Бромберг выкатил орудие на открытую огневую позицию и с первого выстрела подавил ДЗОТ. А орден Отечественной войны – за взятие Берлина. В уличных боях в германской столице, огнём прямой наводкой, он уничтожил две группы вражеских гранатомётчиков-«фаустников» и открыл путь продвижению наших частей.
После Победы Григорий Васильевич служил в Германии до 1950-го года. Потом вернулся домой, женился. В семье Третьяковых росло пять детей.
– Отец был для нас непререкаемым авторитетом, – уверяет Владимир Григорьевич. – Если мама грозилась ему пожаловаться, мы тут же прекращали проказы. Он нас никогда и пальцем не трогал, но уж если папа что сказал – значит, так тому и быть!
И в воинской службе отец был для Владимира примером. В 1973 году Владимир Третьяков переехал в Заводоуковск. Здесь окончив индустриально-педагогический техникум, а затем ушёл в армию и служил на Дальнем Востоке в батарее ПВО танкового полка.
– Мама писала, что отец посмеивается – я, дескать, танки жёг, а Володька их теперь охраняет, – улыбается мой собеседник.
В 1985 году, выйдя на пенсию, Григорий Васильевич перебрался в Заводоуковск – поближе к сыну и родной деревне.
– Сегодня на месте Пашково ничего не осталось, – говорит Владимир Григорьевич. – Но тополь, который рос в подворье у деда, до сих пор стоит. А ещё отец чаще стал ходить на встречи и митинги, посвящённые Победе. В армизонском совхозе он как-то не очень такие мероприятия любил.
С удовольствием и любовью возился ветеран с внуками Романом и Даниилом. Награды деда стали любимыми игрушками мальчишек.
– Мой младший сын Данил в армии отслужил как положено, а вот старшего, Рому, признали негодным к строевой, – рассказывает Владимир Григорьевич. – Но когда началась специальная военная операция, решил встать в солдатский строй. Долго добивался, чтобы его взяли добровольцем. И вот воюет уже пятый месяц, был ранен, в отпуск приезжал. Уверен, что дед бы внуками гордился.
Григорий Третьяков ушёл из жизни в марте 2002 года. А 9 мая 2009-го, собираясь на митинг к Вечному огню, его сын захватил с собой фотографию отца – старшины Третьякова, снятую вскоре после войны.
– Для нас с сыновьями День Победы и День защитника Отечества – праздники настоящие, от души, от сердца. Мы гордимся, что являемся потомками героев. Таких как мой отец Григорий Третьяков, – завершает разговор Владимир Григорьевич.
"Заводоуковские вести" № 15 от 22.02.2025.