Печать

В последнюю субботу августа у мемориала в честь 40-летия Победы на привокзальной площади Заводоуковска было необычно многолюдно. Большая семья Лещуковых – три десятка человек трёх поколений – собралась, чтобы отдать дань памяти своему предку.

Моисей Лещуков родился в 1919 году в деревне Червянка, что под Омутинкой. У его отца Ермила Ювинальевича было пятеро детей и зажиточное крестьянское хозяйство. В 1930 году Лещуковых раскулачили и выслали из родной деревни. В а 1937 году отца семейства репрессировали. Моисей Ермилович закончил курсы трактористов и стал работать в Заводоуковской машинно-тракторной станции (МТС).

В декабре 1942 года М. Лещукова призвали в армию. Служил он наводчиком в 282-м отдельном истребительно-противотанковом дивизионе 16-й стрелковой дивизии на Центральном фронте. 

В самом начале битвы на Курской дуге, 5 июля 1943 года, на дивизию, в которой служил наш земляк, обрушился удар 120 вражеских самолётов. стрелки отбили пять атак фашистов. В этом бою у деревни Панская Малоархангельского района курской области, проявив мужество и геройство, погиб красноармеец Лещуков.

– Об этом мы с сестрой Натальей узнали недавно, – рассказывает ялуторовчанка Татьяна Волкова, племянница Моисея Ермиловича. – Наш отец, Игнатий Лещуков, о своей семье ничего не рассказывал. Видимо, считал, что знать о дедушке, расстрелянном в 1937 году, нам ни к чему.

Историю рода Лещуковых вернул из беспамятства муж Татьяны Игнатьевны Виктор Леонидович. Сам он родом из деревни Ивановка Ялуторовского района. Четверть века служил в армии, а выйдя в отставку, занялся сбором материалов о своих односельчанах. Даже книгу написал.

– Как-то он спросил у меня о моих предках, – вспоминает Татьяна Игнатьевна. – И стали мы искать, делать запросы. В Тобольском архиве нашли информацию о прадеде Ювиналии Лещукове, в Тюмени ознакомились с делом нашего дедушки Ермила. А в Книге Памяти по Тюменской области нашли запись о дяде Моисее. Оказалось, что он похоронен в братской могиле у деревни Панская. Его фамилия выбита на плите этого мемориала.

А вот на памятнике в Заводоуковске имени Моисея Лещукова не оказалось. Списки погибших земляков составлялись в 1990-е годы. К тому времени Заводоуковской МТС давно уже не существовало, да и родственников солдата в нашем городе не осталось.

– И стали мы хлопотать, чтобы исправить эту несправедливость,– рассказывает Татьяна Игнатьевна. – Не раз обращались в администрацию Заводоуковского городского округа, совет ветеранов. Как говориться скоро сказка сказывается… Но вот в начале августа моя сестра Наталья Игнатьевна, будучи проездом в Заводоуковске, обратила внимание, что на плиту мемориала на привокзальной площади наносят новую фамилию. Подошла, поинтересовалась, и оказалось что вырезают как раз имя дяди Моисея!

Собраться в Заводоуковске у памятника всем представителям большого рода Лещуковых предложил Виктор Леонидович. В назначенный день и час на привокзальной площади высадился настоящий десант – три десятка человек со всей области, его племянники, внуки и правнуки. Татьяна и Виктор Волковы рассказали родным о своих архивных поисках, раздали всем копии найденных документов и родословное древо их рода.

– Очень хорошо, что теперь у нас есть место, где мы все модем собраться, поклониться памяти Моисея Ермиловича. Жаль только, что мы не знаем, были ли у него дети. Ведь когда дядя уходил на фронт, ему было уже 23 года. Может быть, кто-нибудь из его потомков, прочитав публикацию в вашей газете, раскроет и эту тайну нашего рода,– завершает разговор Татьяна Игнатьевна.

 

"Заводоуковские вести" № 75 от 17.09.2024.