Печать

В начале развития человечества, до появления разделения труда, воспитанием подрастающего поколения занималась буквально вся община. Младшие члены племени наблюдали за старшими и перенимали их опыт.

Со временем, благодаря совершенствованию орудий труда, общины могли себе позволить прокормить стариков, неспособных участвовать в охоте и собирательстве. Взамен на них возложили обязанность хранить огонь и присматривать за малышами. Пожилые люди рассказывали детям истории из своей жизни, знакомили с легендами и мифами, традициями и обычаями народа. Так появились первые «профессиональные» воспитатели.
Постепенно пришло понимание, что обучать молодёжь чему-либо должен тот, кто имеет глубокие знания по данной теме. К примеру, разъяснение религиозных вопросов брали на себя шаманы и жрецы, а опытные мастера приобщали новичков к ремеслу. Затем наставникам стало понятно, что для передачи каких-либо знаний удобнее собирать всех учеников в каком-то одном месте. Так возникла идея школы.


В Древнем Египте школы, как правило, находились при храмах. Отпрыски фараона и самых знатных семейств обучались во дворце. Сначала ребята тренировались писать на осколках битой посуды, дощечках, ракушках, камнях, а когда «набивали руку», им давали чистые папирусы. На них дети переписывали разные тексты, указывая месяц и день урока в начале каждого нового отрывка. Также юных египтян обучали чтению, математике, истории, математике, этикету, гимнастике, медицине и музыке.
Получив общие знания, юноши переходили к освоению какой-либо специальности. Те, кому предстояло стать дипломатами или переводчиками, изучали аккадский (ассиро-вавилонский язык). Девочки получали образование значительно реже, чем мальчики, но всё-таки могли стать писцами, жрицами, врачами, учителями.

 

"Заводоуковские вести" № 71 от 2.09.2023.