Печать

Горожанин Алексей Проскуряков охранял дальневосточные рубежи Союза. Приморье – суровый край. Но когда за окнами казармы выла пронизывающая насквозь пурга, вспоминал наш земляк рассказы деда о совсем других ветрах – свинцовых.

 

– Я с детского сада знал, что мой дедушка, Деомид Иванович Проскуряков – настоящий герой, – говорит Алексей Леонидович. – Рассказывал о боевой юности дед очень интересно. И чем старше я становился, тем большим уважением проникался к подвигу его поколения. С самых малых лет запал мне в память рассказ о том, как дед много часов лежал, раненый, на камнях в холодном Заполярье, слышал свист вражеских пуль над головой и понимал, что никто не сможет вытащить его под таким огнём. И как благодарен был своему командиру, боевым товарищам, которые рискнули своими жизнями, чтобы спасти его.

Рассказы о военной службе и боевой дружбе сделали своё дело. Алексей Проскуряков к армии готовился, лыжным спортом занимался, и в ноябре 1987 года пошёл в военкомат с охотой. А когда узнал, что отдавать долг Родине предстоит ему в Пограничных войсках, да ещё на Дальнем Востоке – обрадовался: дед западные рубежи защищал, а он теперь на другом краю земли российской послужит!

– Добирались к месту назначения мы долго. Сначала на самолёте с двумя пересадками, потом на поезде. Многие ребята из моей команды даже приуныли немного – в такую даль от дома нас забросило. А я рад был – что хорошего «за огородами» служить? А тут всю страну посмотрел! – признаётся Алексей Леонидович.

В «учебке» погранотряда три месяца рядовой Проскуряков осваивал профессию оператора РЛС. Работа непростая, тем более, что «на гражданке» наш земляк с электроникой никогда не сталкивался. Но через три месяца, когда его распределили на погранзаставу Орлиха, дело своё знал в совершенстве.

– На заставе я ценный кадр был, – улыбается Алексей Леонидович. – Ночью в сопках темно – хоть глаз выколи. Только на технику вся надежда. Приходилось со станцией и в дозоры ходить, и в секретах стоять – благо она лёгкая, переносная. Да и днём не раз поднимали заставу по тревоге, когда сигнализационная система на границе срабатывала.

Правда, служба у нашего земляка пришлась на спокойный период. Отношения с соседним Китаем улучшались день ото дня. От былых провокаций остались одни воспоминания, а браконьеры и контрабандисты переходить границу Советского Союза пока ещё побаивались. Так что не раз и не два поднятый по тревоге дозор заставал на рубеже медведя, решившего почесать спинку о пограничный столб.

О красотах Приморья Алексей Проскуряков может рассказывать долго. Летом тут – настоящие субтропики, растут арбузы и виноград. Зато суровой зимой вспоминаешь, что хоть широта здесь и крымская, зато долгота – колымская.

А ещё вспоминает Алексей Леонидович о солдатской дружбе. На заставе служили русские, украинцы, казаки, узбеки, и все были как одна семья. Ни о какой дедовщине и слыхом не слыхивали – вместе ходили и в дозоры границу охранять, и в наряды казарму убирать, воды доставать, в подсобном хозяйстве за коровами, свиньями и курами ухаживать – на заставе, расположенной в 25 километрах от ближайшего населённого пункта, без всего этого было не обойтись. А службу здесь несли всего 15 человек, и переложить на кого-нибудь другого свои обязанности никак не получится. До сих пор переписывается наш земляк с сослуживцами из Москвы, с Алтая, вспоминает пережитое.

Три десятка лет прошло с тех пор, а пограничная форма, зелёная фуражка бережно хранится в шкафу у нашего земляка. Сегодня он наденет их и отправится на встречу со своими товарищами – заводоуковскими пограничниками.

А в гости к деду Алексей Леонидович приходит уже вместе со своими внуками. Кирилл и Данила с интересом рассматривают награды Деомида Ивановича и слушают рассказы о том, как воевал их прапрадедушка…

Фото Ольги Мясниковой

 

"Заводоуковские вести" № 43 от 28.05.2022