Печать

Улица с таким названием сейчас находится почти в самом центре микрорайона машзавода. С обеих сторон упирается она в многоэтажные дома. Трудно и представить, что когда-то здесь действительно взлетали самолёты.

Впервые на пустыре, который был на месте этого густонаселённого теперь микрорайона, авиатехника появилась ещё до войны. Тогда здесь временами базировалась сельхозавиация.

Забурлила здесь жизнь с началом войны. В октябре 1941 года в Заводоуковске на базе оборудования эвакуированных из Воронежа, Москвы и других западных областей предприятий создали авиазавод  № 499. Освоенное авиацией поле стало заводским аэродромом.

В первую очередь его использовали для испытаний продукции завода - планёров. Можно смело сказать, что именно на месте нынешней улицы Аэродромной «встали на крыло» 939 и 1 900 построенных в годы Великой Отечественной войны планёров.

Ведущим лётчиком-испытателем предприятия был Алексей Гусаров. Он давно и плодотворно работал вместе с Александром Москалёвым, главным конструктором и директором авиазавода  № 499. В Заводоуковске же у лётчика открылся ещё один необычный талант – он возглавил Отдел рабочего снабжения. Алексей Николаевич  организовывал  снабжение работников  завода продуктами и одеждой, весной помогал  размечать выделенную Заводоуковским поссоветом  землю под  огороды, договаривался о стройматериалах  для строительства жилых  помещений.  

На фотографии, имеющейся в краеведческом  музее, на аэродроме запечатлён самолёт конструкции А. Москалёва. Скорее всего, это директорский САМ-5-2бис. Машину использовали очень интенсивно. Даже в Новую Заимку, на заседание бюро райкома ВКП(б) Александр Сергеевич предпочитал добираться по воздуху. Почти вся автомобильная техника в то время была направлена на фронт, да и пассажирских поездов ходило мало – преимущество  Траннссиб отдавал воинским эшелонам.

А возможно, это САМ-25 (он разрабатывался, как модификация САМ-5-2бис и внешне был очень похож на него). В конкурсе на многоцелевой лёгкий транспортный самолёт москалёвская машина проиграла Як-6, но свой вклад в историю Великой Отечественной внести успела.

Во время испытаний САМ-25 критическое положение сложилось у белорусских партизан. Немцы начали очередную карательную операцию против народных мстителей. А в Белоруссии, в германском тылу, находился Александр Щербаков, начальник Главного политуправления Красной армии, член советского правительства. Отличные характеристики самолёта заводоуковской разработки позволили эвакуировать государственного деятеля в Москову. Другие летательные аппараты с этой задачей не справились.

А ещё на аэродроме чествовали ударников производства. Время было военное, деньги ничего не стоили, наградить работников продуктами или ширпотребом не всегда было возможным. Зато прокатить на планёре или самолёте можно было легко.  И многие авиастроители действительно запомнили такую «экскурсию» на всю жизнь.

После войны поле окраина рабочего посёлка стала потихоньку застраиваться. Здесь появились улицы Островского, Пионерская, Свердлова, Суворова. Тогда же на карте возникла и улица Аэродромная – напоминание о подвиге тружеников тыла в суровые годы войны.

 

"Заводоуковские вести" № 22  от 15.03.2022