Печать

У Евгений Трофимов трое братьев. Все прошли через армию. А младшие – Виктор и Владимир – служили в «горячих точках». Сам же Евгений – ветеран Афганской войны.

- В моём родном селе, что под Кокчетавом в Северном Казахстане, многие через Афган прошли. Мой лучший друг Канат Блялов на полгода раньше меня в армию ушёл – писал «из-за речки», фото высылал. Так что я прекрасно знал, что там ребята воюют, а не сады садят и школы строят, как по телевизору говорили, - вспоминает Евгений Борисович.

Поэтому когда в октябре 1986-го «команду 21А» с кокчетавскими призывниками повезли в узбекский Термез, Евгений сразу смекнул, что к чему. Поэтому гранит воинской науки снайпер Трофимов грыз со всем тщанием – не один ящик патронов на стрельбище извёл.

В феврале 1987-го Евгений Трофимов прибыл в Шинданд – впечатлений было море. Первый раз он летел на самолёте – детище ХХ века. А спустившись на афганскую землю оказался в ХIII-м – по мусульманскому календарю. Первое, что увидел в чужой стороне – крестьянина, пашущего землю деревянным плугом, запряжённом быками.

В Шинданде Евгений пробыл недолго – его вторая рота стояла «на точках», охраняла автодороги – живительные артерии, связывающие советские гарнизоны с далёкой родиной. О боях ветеран рассказывает неохотно. Вспоминает, как перекликались по ночам на позициях: «Первый!», «Второй!», «Третий!» - чтобы не уснуть на посту. Как первый раз попал под обстрел, сидел в укрытие, и не мог поверить, что стреляют именно в него – ощущал себя как в фильме про Великую Отечественную. Как ходил на боевые, стоял в оцеплении у кишлака, в костром искали душманов. Как среди отобранного у врага оружия увидел древний «карамультук» – ружьё столетней древности, но в рабочем состоянии, да ещё с прикладом, любовно украшенным самоцветами.

Гораздо охотнее вспоминает как через блокпост проходил погонщик с верблюдом и все наши солдаты побежали фотографироваться с невиданным зверем. Как в Фарахе, на границе с Пакистаном, удивлялся, что мальчишки, окружившие наших солдат – сплошь белобрысые. И услышал от них гордый ответ: «Мы – потомки воинов Александра Македонского!»

Но самым ярким воспоминанием о службе в Афганистане стала для Евгения Трофимова неожиданная встреча со школьным другом Канатом Бляловым. Недаром говорят, гора с горой не сходится… На войне дружба ценится особо. До сих пор вспоминает Евгений Борисович тех, с кем война его породнила на век – Анатолия Скрибантовича, Александра Федосова и многих других, с которыми переписывался и встречался не раз уже после войны, вернувшись в Союз.

Из Афганистана Евгений выходил одним из последних Уже давно пришла пора дембеля, но старослужащих оставили в воюющей стране – посылать молодых и неопытных солдат им на смену не стали. И вот наконец туркменская  Кушка, встречающие солдат девушки с цветами, концерт мегазвезды того времени Юры Шатунова, телевидение…

- Подумать только, 33 года прошло с тех пор, – удивляется Евгений Борисович. – У нас с супругой Татьяной старший сын – Дмитрий – в армию собирается. А в мире опять не спокойно… О том, что пришлось понюхать пороху, ни я, ни мои братья никогда не жалели. Но нынешним мальчишкам такой судьбы я не пожелаю. Никто не знает цену мирного неба так хорошо, как солдаты…

 
Горожанин Евгений Трофимов воспитывает сыновей – старшего Диму, среднего Рому и младшего Артёма – в духе патриотизма.

 

#культуразаводоуковска #культуравмассы

 

"Заводоуковские вести" № 14 от 15.02.2022