Печать

На днях заводоуковцу Ивану Матвеевичу Базарову исполнилось 97 лет. Поздравляли его дочка, двое внуков, два правнука и правнучка.

Родные вспоминают, что в былые годы Иван Матвеевич любил работать с деревом: сам мог сделать всё от табуретки до стенки и внуков учил. У младшего Рустама до сих пор в свободное время  столярничает охотно.

А ещё Иван Матвеевич любил, когда вся семья собиралась вместе, вспоминать, рассказывать о былом, о том, что довелось ему увидеть за долгую жизнь.

И тогда его слушатели как будто переносились в далёкие предвоенные годы, когда ему приходилось бегать из маленькой деревне Бугровое, что в Омской области, а в школу за семь километров в райцентр – город  Тюкалинск. Проучившись семь лет, Иван Базаров освоил комбайн и в первые годы войны работал в МТС. В уборочную за штурвалом приходилось сидеть столько, что потом ни согнуться, ни разогнуться не мог.

В августе 1942 года Ивана Матвеевича призвали в армию. Молодому призывнику предстояла дорога дальня – на восток, на Тихоокеанский флот. Сначала он стал матросом на минном заградителе, но вскоре перевели краснофлотца Базарова в морскую пехоту.

Бойцов-тихоокеанцев готовили к отправке на германский фронт. По рассказам Ивана Матвеевича, гоняли их серьёзно, учили штурмовать укрепления врага, специально строили для этого доты. Но поездка на запад всё откладывалась – кому-то ведь нужно было и тихоокеонское побережье охранять. Так что фашистов разбили без них.

Но когда вся страна праздновала победу, учения у тихоокеанских морпехов только усиливались. В разговорах командиров мелькали названия  сахалинских, курильских, корейских портов. Бойцам говорили, что противостоять им буде враг серьёзный – японцы давно считали эти земли своими и драться за них намеревались не на жизнь, а насмерть.

Ветеран не скрывал, что когда в ночь на 13 августа их 358 батальон морской пехоты выходил в свой первый свой бой, солдаты изрядно волновались. Однако штурмовать северокорейский порт Расин не пришлось. Четырёхтысячная группировка врага в панике бежала всего от пары сотен наших разведчиков.

Однако оружие сложили далеко не все. То и дело вспыхивали перестрелки, взлетали на воздух склады. Постоянной угрозой были смертники. Иван Матвеевич рассказывал, что ожидать удара из-за угла, взрыва гранаты можно было даже от женщины или ребёнка. Морпеехи старались не подпускать гражданских к охраняемым объектам.

После разгрома японцев батальон вернулся в Находку. Солдатам пришлось ждать демобилизации целых два года. Два голодных года – солдатам приходилось ловить рыбу, собирать черемшу и другие дикоросы. В 1947 году Иван Матвеевич вернулся домой.

В 1956 году вместе с семьёй переехал в Заводоуковск и устроился на работу на Заводоуковский лесозавод – будущую мебельную фабрику. Здесь проработал он до самой пенсии  после 1984 году. Был занесен в книгу почета предприятия. Родные говорят, что не припомнят ни одного человека, с кем бы поссорился старшим мастером Базаровым.

Сейчас из его друзей уже никого не осталось. Сильно переживал ветеран и то, что его родное предприятие, на котором он проработал, почитай, всю жизнь, не пережило эпоху реформ. Он и сейчас иногда спрашивает родных, не заходили ли в гости ветераны-мебельщики.

 

"Заводоуковские вести " № 85 от 23.10.2021