Печать

27 ноября чёрные береты России отметили День морской пехоты.
Для горожанина Бектаса Суктенова примером всегда был и остаётся старший брат Жантас - спецназовец, обладатель крапового берета, сотрудник правоохранительных органов.
– Я в детстве слабенький был, болезненный. Жантас мне всегда помогал, защищал. А я не хотел ему ни в чём уступать! – вспоминает Бектас. – Устроился в спортшколу, вырос, окреп. Как-то брат приехал в Заводоуковск со своими товарищами из нижнетагильского спецназа. Я стал вместе с ними выходить на пробежки. И старший из бойцов, прапорщик Борисов, сказал: «Хороший парнишка. Подрастёт – с нами служить будет!» Я был на седьмом небе от счастья!
Но на семейном совете решили, что Бектасу нужно после школы продолжить учёбу.

– Я и в Сельхозинституте поучиться успел, и в Лесотехникуме, но желания сидеть за партой совсем не было, – говорит Бектас. – Я в армию хотел и обязательно в серьёзную, боевую часть. Брат мне предлагал служить в Тюмени, в полку патрульно-постовой службы. Но я отказался, фыркал, как мальчишка – вот ещё, дороги патрулировать!
В мае 2004 года его мечта, наконец, сбылась – Бектаса призывали в Погранвойска. Но на сборный пункт в Тюмень прибыли «покупатели» - офицеры Северного флота: красивые, в чёрных кителях, с золотыми погонами. И парень загорелся – хочу быть таким же!
Десять суток добирался воинский эшелон до Североморска. Но здесь Бектаса ждало разочарование: в десантно-штурмовые батальоны морской пехоты брали парней с ростом 175 и выше, а ему трёх сантиметров не хватало! Отправили парня в сапёрную учебку.
– Шесть месяцев нас там гоняли немилосердно, но когда мы оказались на Кавказе, спасибо сказали своим «зверям»-командирам, пригодилась их наука, – рассказывает Бектас. – В Североморске специалистов готовили на все флоты, и мне хотелось куда-то на юг. Даже рапорт написал, на Чёрное море просился. Но отправили меня в Астрахань.
В Каспийск, в 77 гвардейскую бригаду морской пехоты, матросы ехали с тревогой – наслушались про напряжённую обстановку в Дагестане. Да и место будущей службы впечатление на Бектаса не произвело: городок небольшой – «полторы Гороховки» – всего несколько пятиэтажек, никакой зелени. К тому же на вокзале поезд встречали бородачи в камуфляже без знаков различия, но с «калашами» в руках…
– Кто они? Боевики? Ополченцы? Это потом, по горам побегав, я понял, что военнослужащему и в 80 километрах от зоны боевых действий лучше погонами и нашивками не светить, – говорит Бектас. – Хотя тогда, в 2004-м, в Дагестане уже относительно спокойно было. Конечно, бывали теракты, убивали местных милиционеров, но солдат трогать побаивались. Для меня война так и осталась где-то там, за забором части.
Но дыхание её ощущалось. Совсем недавно морпехи вернулись из последней командировки в Чечни. За КПП бойцов старались не выпускать. Несколько раз в день сапёры проводили инженерную разведку дорог вокруг части и иногда находили «сюрпризы» от боевиков. Но в остальном шла обычная служба. Учения, многокилометровые марш-броски, отработка десантирования с вертолётов и кораблей на воздушной подушке. Да ещё начальник инженерной службы бригады майор Антоненко – старый служака, для которого армия была и домом, и семьёй – искренне считал, что нет лучшего отдыха для солдата в воскресенье, чем многокилометровый кросс, занятие рукопашным боем или плаванье в полной выкладке.
– Заскучал я, – улыбается Бектас. – Столько служу, а всего-то одну растяжку нашёл! Стал проситься в разведбатальон – там парни по горам бегали, и даже в контртеррористических операциях участвовали иногда. Но брали туда только контрактников. Вот и решил я стать профессиональным военным.
Правда, разведчиком матрос Суктенов не стал – служил в 414 батальоне морской пехоты. Сначала рядовым стрелком, потом командиром отделения. Получил сержантские лычки на погоны.
Пролетели три года службы, контракт подходил к концу. Командиры предлагали опытному бойцу пойти в военное училище. Но Бектас отказался. По дому, по родным соскучился.
Сейчас он человек сугубо штатский: работа, дом, семья… Но иногда Бектас всё же немного жалеет, что не стал офицером.
– Не герой я вовсе – не воевал, служил, как все, - смущается наш земляк. - То ли дело мой брат, Жантас!
Но Мурат и Алихан, сыновья Б. Суктенова, частенько просят его рассказать о службе, листают армейские альбомы, примеряют черный морпеховский берет. Хотят быть похожими на папу… Что ж, нынешним мальчишкам есть на кого равняться.
#культуразаводоуковска #культуравмассы