Печать

Интересоваться историей своей семьи, изучать историю участия своих предков в Великой Отечественной войне стало широким увлечением молодого поколения россиян. Ребята шерстят семейные архивы, работают в Интернете, расспрашивают родителей, бабушек и дедушек. Часто из-под пера молодых авторов выходят настоящие исторические исследования.

Горожанин Илья Пушков, ныне студент Заводоуковского отделения Ялуторовского агропромтехникума, ещё учась в шестом классе, заинтересовался историей жизни своего прадеда Александра Андреевича Зырянова. Он видел его только на старых пожелтевших фотографиях – вот прадед стоит рядом с деревенским гармонистом, а вот уже – в воинском строю. История жизни предка, сохранившаяся в семейном архиве, стала для школьника мостиком в прошлое России.

Родные рассказывали, что Александр Андреевича Зырянов был человеком трудолюбивым, решительным и отважным. Родился он в 1911 году в крестьянской семье. Несмотря на революцию и гражданскую войну, родители смогли обучить Александра грамоте, видели в наследнике поддержку и опору, продолжателя привычного сельского уклада. Так бы, возможно, и было, если бы не коллективизация.

Александр был уже человеком семейным: в 1933 году он женился на Елизавете Кобылянской. В 1934 году у молодых появился сын Виталий, в 1936 году – Александр, а в 1939 году – дочка Нина. Прокормить большую семью на колхозные «палочки» было бы трудно. Александр Андреевич не пожелал вступать в артель и решил уехать из родных мест. Тогда-то, 18 декабря 1934 года, в его трудовой книжке появилась такая запись: «…работал на Жиряковской паровой мельнице Нижнетавдинского района в качестве кочегара и масленщика, работал  с апреля месяца и по 15 декабря 1934 года, к работе относился добросовестно, с работы уволился по его собственному желанию».

В конце концов, семья Зыряновых переехали в Заводоуковск, и 1 июня 1937 года Александр Андреевич устроился машинистом в Заводоуковсий мехлеспункт. В его трудовой книжке есть запись о том, что «за ударную честную работу по ремонту локомобиля, электростанции и пуску их в эксплуатацию премирован месячным окладом 225 рублей».

Последняя запись в трудовой книжке Александра Андреевича сделана 1 сентября 1941 года: «Мобилизован в Рабоче-крестьянскую Красную армию».

О том, где и как воевал Александр Зырянов, семье было известно немного. Знали только, что был он разведчиком и погиб 8 января 1944 года. Оказалось, что служил он в составе 368 стрелковой дивизии. Это подразделение начало формироваться в Тюмени с 4 сентября 1941 года, как раз, когда Александра Андреевича призвали в армию. В городе дивизия находилась долго – до ноября. Именно тогда и сделаны две фотографии, на которых он был запечатлён вместе с боевыми товарищами. На той, что снята 8 октября, отчетливо читаются надписи: «На память» и «Привет из Тюмени».

8 ноября 1941 года 368 стрелковая стала выдвигаться на фронт. Вскоре тюменцы прибыли на станцию Няндома в Архангельской области. Здесь их ждало первое испытание – десятидневный  340-километровый пеший марш на фронт по снежной целине. 23 ноября 1941 года дивизия вступила в бой. Воевала на берегах Онежского и Ладожского озёр.

Вот как описывает сражения здесь, на Оштинском рубеже, книга «От Тюмени до Киркенеса»: «Прежде всего, требовалось позаботиться о разведданных. Имеющихся сведений о противнике было явно недостаточно. Их следовало дополнить, а многое — уточнить, перепроверить, особенно то, что касалось огневой системы, противопехотных заграждений. Данные разведгрупп наносили на карты, использовали для подготовки штабных документов».

Несомненно, в этой боевой работе участвовал и Александр Зырянов. По свидетельству однополчан, он отличался умом, решительностью, отвагой и ответственностью. Кроме того, он не курил, что также важно для разведчика.

Похоронка на рядового 368 стрелковой дивизии Александра Зырянова свидетельствует, что он был убит 8 января 1944 года и похоронен в деревне Патракеевка Оштинского района Вологодской области. Его супруге пришло и письмо от однополчан, в котором говорилось, что погиб он, возвращаясь из разведки, при переходе через линию фронта. «Мы поклялись перед гробом Вашего мужа умножить боевые дела… - говорится в письме. - В сто раз больше нанесем врагу потерь – он будет помнить, проклятый белофин, с кем имеет дело».

И стрелки-сибиряки выполнили своё обещание. 368-я стрелковая Печенгская Краснознамённая дивизия, сформированная в далёкой Тюмени, отличилась в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской наступательных операциях, громила финнов и немцев в советском Заполярье и вошла в историю Великой Отечественной.

 

#культуразаводоуковска #культуравмассы #заводоуковск #ТюменьПобедная #75летПобеды