Печать

Десять дней дома или девять месяцев в океане - в 1977 году такой выбор стоял перед заводоуковцем Владимиром Сычёвым, старшиной зенитной ракетной батареи большого противолодочного корабля «Василий Чапаев». И наш земляк выбрал море…

К тому времени Владимир уже заканчивал второй год морской службы, а в дальнем походе ещё ни разу не был.

- Я больше на поезде по стране мотался, чем в море ходил, - вспоминает Владимир Михайлович. – Сначала из Тюмени в Хабаровск, в учебную часть, потом из Хабаровска во Владивосток, к месту службы, а потом со всем экипажем – в Ленинград, принимать новый корабль. Мне до армии довелось помощником машиниста поработать, но такие перегоны мне и не снились…

Тогда выпускников тюменского СПТУ железнодорожников во флот брали охотно: машинист – это ведь почти готовый дизелист. Правда, как часто бывало в СССР, Владимира отправили осваивать… зенитно-ракетный комплекс. Именно в качестве специалиста ракетно-артиллерийской БЧ-2 и отправился молодой матрос в северную столицу, где достраивался новый большой противолодочный корабль «Василий Чапаев».

Тогда в советском флоте существовала такая практика – будущий экипаж нового корабля принимал участие в его достройке. Матросы и опыт эксплуатации боевых систем получали, и корабелам помогали – чего-чего, а работы на заводе имени Жданова хватало. Но всё равно, службу в городе на Неве наш земляк вспоминает с особой теплотой: с Юрием Никулиным за руку здоровался, в театре в массовке революционных матросов играл, пять адмиралов похоронил – его товарищей часто привлекали в качестве салютного взвода на подобные траурно-торжественные мероприятия.

Но, конечно, особо запомнился экипажу сентябрьский день 1976 года, когда на нём впервые подняли Военно-морской флаг.

- К нам на корабль тогда приехал фронтовой генерал Александр Чапаев - сын  самого Василия Ивановича! – вспоминает наш земляк.

Команда очень гордилась, что их корабль назван в честь прославленного комдива. По заводу матросы всегда маршировали с песней «Идут заре навстречу чапаевцы-сыны», написанной офицерами корабля, на крейсере «Аврора» матросы дали торжественную клятву чапаевца. Обещал экипаж не посрамить имя героя гражданской войны в дальнем походе и пришедшему проводить их командующему советского ВМФ адмиралу Горшкову.

А поход предстоял действительно дальний. Во Владивосток решили идти… через Кубу. Небольшой отряд советских кораблей – сторожевики «Резвый» и «Ретивый» и флагманский «Василий Чапаев» – революционная Гавана встречала салютом. Программа официального визита была расписана по минутам: парады, посещения памятников борцов революции, совместные учения с кубинскими кораблями. Но больше всего запомнились Владимиру Сычёву улыбки кубинцев – в 1970-е они действительно встречали «советико» как братьев.

Заходы в Анголу и Мозамбик были не столь яркими. Да, местные жители встречали наших матросов со всем радушием – в Могадишо даже концерт национальных танцев устроили прямо на пирсе – но в охваченных гражданской войной странах было как-то не до веселья.

Таким же рутинным должен был стать и заход в дружественный Йемен. Но в регионе к приходу наших кораблей разыгралась «социалистическая» война. И в Сомали, и в Эфиопия решили строить «новое справедливое общество». Но противоречия между этими странами никуда не делись. Долго их вожди требовали от СССР определится, кого из них «старший брат» любит больше. Помирить соседей не удалось, и наша страна поддержала Эфиопию. Сомалийцы обиделись и потребовали в недельный срок вывезти из страны всех советских специалистов и дипломатов, а также имущество с аэродромов и пунктов материально-технического обеспечения флота.

Чтобы обеспечить безопасность эвакуации соотечественников, к берегам Сомали были направлены «Василий Чапаев» и большой десантный корабль «50 лет шефства ВЛКСМ». В Могадишо высадились наши морпехи и объяснили, что советских обижать не рекомендуется. Внушительные ракеты «Василия Чапаева» заставляли сомалийцев с особым уважением внимать воспитательной работе. А потом моряки БПК сопровождали суда с эвакуированными в Йемен. Вахту несли по-боевому, впрочем, как почти весь поход. Американские самолёты-разведчики «Орион» облетали наши корабли регулярно и зенитчикам приходилось дневать и ночевать на боевых  постах. Впрочем, в жарких  тропиках там, в отсеках с кондиционерами, было куда комфортнее, чем на раскалённой солнцем палубе, на которой вполне можно было поджарить яичницу.

Командировка на «секретную» войну мирного времени закончилась и «Василий Чапаев» продолжил свой путь на Дальний Восток. Позади остался Бомбей, запомнившийся богатыми и яркими рынками и бедными и хмурыми людьми, три океана, 30 тысяч миль и девять месяцев пути. Впереди ждала родная земля, Владивосток. 15 января 1978 года кругосветное путешествие Владимира Сычёва закончилось.

Тут моряку снова предложили съездить в отпуск и он снова отказался. Служить оставалось месяца четыре и ехать через полстраны в Заводоуковск, а потом снова возвращаться не имело смысла.

- Я еще успел корабль перекрасить от киля до топов мачт, - улыбается Владимир Михайлович. – Сначала готовились к приезду на Тихоокеанский флот генерального секретаря Леонида Брежнева, а потом «Василий Чапаев» загнали в док и мы очищали от ракушек и приводили в порядок подводную часть. А тут ещё слух прошёл о скором походе в Филиппинское море. Ну, думаю, зря в отпуск не съездил – когда теперь домой попаду…

Но это был единственный раз, когда Владимир Сычёв сетовал на судьбу. «Василий Чапаев» ушёл в новый поход без него. А 20 мая 1978 года бравый моряк уже выходил из поезда на родной станции Тюмень.

Четыре десятилетия прошло с тех пор, а форменка Владимиру Сычёву всё ещё в пору. А главная мечта у нашего земляка – когда-нибудь вновь оказаться в День военно-морского флота на морском берегу, увидеть своими глазами, как идут в парадном строю современные корветы и фрегаты под Андреевским флагом.

Алексей СЕВОСТЬЯНОВ

#культуразаводоуковска #культуравмассы