Печать

А.С. Москалёв (в центре) на крыльце заводоуправления

Заводоуковский музей приглашает всех желающих принять участие в юбилейных экскурсиях по старому городу. Сегодня нас ждёт продолжение знакомства с историческим прошлым микрорайона Машзавод.
Важнейшим следствием эвакуации для нашего города стало появление машиностроительной промышленности. В октябре-ноябре 1941 года в Заводоуковске начались работы по размещению эвакуированного из Воронежа авиационного завода № 499. Причиной размещения предприятия в посёлке было наличие Колмаковской мельницы и мастерских Новозаимского зерносовхоза (примерно там, где находится современный Заводоуковский машиностроительный завод). Первоначально производственные помещения располагались под камышитовыми навесами, люди жили в землянках. Но, несмотря на все трудности, уже на 12-й день предприятие выдало первую продукцию! Разумеется, заготовки были привезены заранее, но всё равно, это очень быстро. Основная продукция этого завода – учебные и десантные планера, десантные кабины.


Испытания самолётов проходили на заводском аэродроме, на месте которого теперь находится улица Аэродромная и переулок Аэродромный. Кстати, за ударный труд на заводе награждали полётом на планере. По воспоминаниям бывших работников, на это отваживались не все.
Директором и главным конструктором авиазавода был назначен А.С. Москалёв. Своим призванием он считал конструирование новых, необычных самолётов. Ещё перед войной он предложил конструкцию десантной кабины для тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3, которая потом выпускалась в Заводоуковске. Один из самолётов Москалёва САМ-25, созданный в 1943 году, во время государственных испытаний совершил беспосадочный перелёт из Москвы до Заводоуковска. За годы войны Москалёв был награждён двумя орденами и двенадцатью медалями.
Именно Москалеву была поручена разработка фронтовой серии реактивных истребителей, первых в Советском Союзе. Он вспоминал: «В 1943 году работа была особенно напряжённой. Заводу… было поручено серийное производство первого ракетного истребителя БИ-2. Его прототип БИ-1 проходил лётные испытания в Билимбае, где размещалось во время войны ОКБ... Пока проходили испытания, завод развернул работу по строительству войсковой серии самолёта и успел изготовить 30 планёров БИ-2. К сожалению, в одном из полётов БИ-2 потерпел катастрофу. Лётчик-испытатель капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи погиб… Производство БИ-2 у нас было прекращено». Несмотря на это, участие в работе над созданием реактивной техники – предмет особой гордости наших земляков.
После того, как в апреле 1945-го авиазавод был реэвакуирован, на базе оставшихся мощностей был организован Новозаимский механический завод, первым директором которого стал М.Е. Шарнин. 3 июня 1958 года предприятие было переименовано в Тюменский завод сельскохозяйственных машин. Это было сделано по соображениям секретности, так как на заводе выполнялся оборонный заказ - разнообразные фургоны для размещения радиотехнического оборудования комплекса С-75. Они назывались довольно туманно: изделие 351, изделие 362, изделие 589. Собранные кабины по ночам, в глубокой тайне, отправлялись на экспедицию ТСМ, откуда поезда отвозили их на другие заводы Советского Союза. Там их оснащали электронным оборудованием. С тех пор работники завода и жители микрорайона стали называть себя сельмашевцами.
Конец 1950-х – начало 1960-х – период бурного роста предприятия. Машиностроители освоили ряд новых технологических процессов, были построены новые цеха, заводоуправление.
#75летпобеды #культуразаводоуковска #культуравмассы

БИ

Заводоуправление, 1950 г

Заводоуправление, 1965 г

Заводские помещения, 1950 г

САМ5-2-Bis на заводском аэродроме

Учебный планер А-2